Загрузка


Свежие выпуски газеты АКАДЕМ городок


Новости


Опубликовано 23.03.2021

Премьера пластического спектакля «Дон Жуан. Мотивы»

 Распечатать    Просмотров: 119

В Учебном театре «Дебют» прошла премьера пластического спектакля. Спектакль «Дон Жуан. Мотивы» стал новаторским по форме и содержанию. На первый план выходят отвергнутые возлюбленные. Через призму их поступков и мотивов раскрывается образ главного героя - самого известного в мире покорителя и разрушителя женских сердец.

Сценическая версия объединила четыре взгляда на Дон Жуана: это сюжеты Мольера, Пушкина, Байрона, Шмитта,  в центре внимания - мотивы, побуждающие героев искать и добиваться любви даже вопреки здравому смыслу. В спектакле поднимаются следующие опросы: «Почему люди безответно влюбляются?», «Почему надеются вернуть предавших их любимых?», «Почему счастье так скоротечно?», « Как в борьбе за свое счастье остаться человеком и всё ли можно искупить любовью?».

Инициаторами нового пластического спектакля стали режиссёр-постановщик - Сергей Зырянов, режиссёр по пластике - Варвара Зырянова, знакомые зрителями по таким работам, как «Вишневый сад: пластическая версия знаменитой комедии», «Гамлет. Молчание»

В рамках работы над спектаклем возникла уникальная коллаборация хореографов. У каждого свой стиль, своё видение прекрасного, но всех объединяет огромное желание создать новый, живой язык для общения со зрителем., Хореограф-постановщик - Мария Лапина. Главные роли исполнили Алексей Швецов (Дон Жуан) и Ян Любимов (Сганарель).

Юлия Бирюкова:
"Мысль изреченная есть ложь…   И снова Сергей Зырянов убеждает нас  в том, что движения и музыка могут  быть выразительнее,  чем слова.  «Дон Жуан. Мотивы»  - спектакль  без слов.

Да, наверное, если бы в этой постановке были реплики и монологи, то версий понимания  происходящего на сцене было бы меньше.  Сюжет художественного произведения известен всем и рассказан разными авторами (мужчинами), и вынесенное в название имя главного героя как-то традиционно  предполагает описание жизни  Дона Жуана (глазами верного слуги, или любящих женщин, или автора). В постановке же Сергея Зырянова, мне кажется, главными стали женские судьбы, отчасти прочитанные Дон Жуаном (хочется верить, что у режиссера другое отношение к женщине).

Мы видим разные женские образы: трогательно-юные, нежно влюбленные, страстно-зрелые, утонченные, гордые, страдающие, ожидающие,  минутно-счастливые,  сломленные и обманутые…  и умудренные опытом – голос за сценой, будто над всем происходящим – как воспоминание или прочтение своей судьбы в историях, происходящих на сцене…  Но все они объединены  танцем,  музыкой и любовью к главному герою. Каждая из них плетет свою нить судьбы, свою историю (на лавочке с клубком и деревянной куклой),  но  все их клубочки прикатываются к  одному человеку  -  Дон Жуану. Каждая из них рисует свою букву имени  Дон Жуана, выдыхает свой вздох, наполненный страстью и нежностью, звучит особенным тоном, произносит свое междометие или стон, наполненный чувством.
Наблюдая  этих героинь, томящихся в предчувствии любви, я почему-то вспоминаю  о том, что каждый получает по своей вере. Они предвкушают, зазывают, притягивают к себе Дон Жуана. Как красивы эти гибкие руки, то замыкающиеся  в круге  объятия, то обращенные  к небесам…  Как точны изломы фигур, опущенные вниз лица… Сколько значительности в движениях и поворотах, в дроблении телом  пространства (по горизонтали сцены, скатывание с лавочки, подъем под балдахин).

Ик каждой из них он приходит…

Сцена чтения и перелистывания страниц  снова объединяет все образы женщин в один, они одинаково готовы  к этой встрече. Каждая по-своему с ним заигрывает, но есть ли в них индивидуальность?... Для  Дон Жуана, женщина – давно прочитанная книга. Но не наскучившая… Поэтому каждая ожидает своего часа прочтения… Каждая кружится на карусели любви (портьера в центре сцены распадается на множество нитей, которые по-разному обыгрываются). Каждая  из них чертит мелом свой рисунок о любви на поверхности лавочек (которые удачно изображают стены города, постель, дорогу жизни) Вообще, кажется, эти линии мелом прочитываются как намек на детство – такие рисуночки девочек, мечтающих о счастье и о будущем…

Очень выразительна сцена, показывающая влюбленную женщину, состоящую из отдельных деталей: пустое лицо, волосы-веревки, условная одежда и  вращающийся круг. Окрученная любовью, потерявшая свое истинное лицо, с опустевшей головой, героиня мучается  от ревности и предательства.  Красив и трагичен  танец  этой страдающей женщины, через которую Дон Жуан переступает со своей новой возлюбленной.

Интересна сцена венчания влюбленных, торжественность и романтичность сменяется  отталкиваниями и игрою с фигурками, символизирующими людей. В  свадебном танце влюбленные так нежно наклоняли головы, что в этом мне вспомнились  образы М.Шагала  с головами, наполненными облакам. А танец женщин напомнил какую-то обрядовую пляску с заплетанием косы.

И все же для меня остался загадочным  образ Дон Жуана. Кто он?
Жестокий, дерзкий, коварный искуситель?  Тонкий знаток души, угадывающий малейшие желания и помыслы?  Человек, обуреваемый страстями и соблазнами?  Красива и многозначна сцена с обручем. Дон Жуан в кольце переживаний, обстоятельств и чувств… и внутри этого кольца  оказываются героини… Да, он одновременно жесток и дерзок, но и нежен,  и даже в одно мгновение показался мне по-детски беззащитным, словно не может отказаться от того, что само просится к нему в руки… 

Неоднозначен и финал спектакля.  Смерть  Дон Жуана. Видимо, и с ней он заигрывает…  Опутанный нитями судеб, трагедий и разочарований он гибнет…Условность костюмов отсылает к типичности и вечности этого образа, как и вечны роли женщин, окружающих Дон Жуана, женщин, романтически влюбленных, невест, матерей, и отвергнутых любовниц…

Спасибо!"

Поделиться