Загрузка


Свежие выпуски газеты АКАДЕМ городок


Новости


Опубликовано 18.04.2024

Интервью с кандидатом философских наук Ю. Ю. Черным

 Распечатать    Просмотров: 69

23–24 апреля 2024 г. Челябинский государственный институт культуры при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российской библиотечной ассоциации, Русской ассоциации чтения, Ассоциации школьных библиотек Русского мира (РШБА), Министерства культуры и ведущих библиотек Челябинской области проводит седьмой Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке». В рамках мероприятий форума пройдут встречи и мастер-классы с ведущими специалистами в области литературы, чтения.

Интервью с Черным Юрием Юрьевичем, кандидатом философских наук, ведущим научным сотрудником, руководителем Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, г. Москва.
Тема встречи "Медленное чтение как эмерджентная практика: погружение в поток".
 
1. Уважаемый Юрий Юрьевич, Вы работаете руководителем Центра по изучению проблем информатики Института научной информации по общественным наукам РАН и, насколько нам известно, раньше проблемами чтения на занимались. Что Вас сейчас побудило так увлеченно заниматься проблемами медленного чтения и самому проводить мастер-классы с применением его технологий?

 Просто я решил попробовать провести медленное чтение в Библиотеке № 240 «TechnoScience» Объединения культурных центров Северо-Западного административного округа г. Москвы по тому образцу, с  которым познакомился в Библиотеке № 180 имени Н.Ф. Фёдорова Юго-Западного административного округа столицы. Правда, с некоторой модификацией методики, которая потом и стала основой нашего собственного стиля. Первый раз это случилось в марте 2021 года. Мы начали чтения с неоконченного научно-фантастического романа Владимира Фёдоровича Одоевского «4338-й год: Петербургские письма». Я почувствовал, что у меня получается. И люди мне доверяют, и самому нравится. Потом надо было ответить на вопрос, стоит ли продолжать — уже на регулярной основе. Решил продолжить.

С января 2023 года в Библиотеке «Technoscience» мы проводим читательский эксперимент — читаем вслух книгу очерков путешествия И. А. Гончарова «Фрегат „Паллада“». Сегодня будет 51-я встреча. Покидаем столицу Филиппин Манилу и берём курс на север — на Дальний Восток. Каждая встреча длится два часа. Это значит, что сегодня мы открываем уже вторую сотню часов медленного чтения. Встречаемся еженедельно по средам. Эксперимент состоит в том, удастся ли мне как ведущему сохранить интерес читателей на протяжении долгого времени, продолжат ли они добровольно приходить в библиотеку на чтения в течение двух лет. Пока это получается. Обычно на встрече присутствует от 5 до 10 человек.

А по четвергам мы встречаемся в Институте научной информации по общественным наукам РАН в рамках клуба «Медленное чтение в ИНИОНе». Клуб действует с января 2023 года. Сейчас мы читаем роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В четверг будет 15-я встреча, на которой мы также вслух дочитаем и обсудим вторую часть этого произведения «Сито и песок».

Огромную роль я придаю чтению вслух как древней практике, которая была основной в эпоху Античности и в Средние века. Она относительно проста, не требует финансовых вложений и технических средств, но обладает огромным потенциалом воздействия на читателей, особенно если работа идёт в малой группе. Думаю, что чтение вслух с его необходимостью проговорить каждое слово, каждую фразу и правильно организовать дыхание воздействует не только на сознание, но и пробуждает бессознательное — и индивидуальное, и коллективное. Последнее — на уровне архетипических образов. Это очень помогает восприятию содержания текста. Само чтение вслух по кругу в группе длится час. Обычно мы проходим два-три таких круга. Оно обрамляется получасовым вступительным словом ведущего в начале и обменом ассоциациями и обсуждением в конце, которое тоже длится полчаса.

 
2.  Назовите, пожалуйста, основные идеи, которые Вы бы хотели донести до участников форума, обсудить их.

Более всего меня интересует вопрос, как возможно «управление пониманием» при чтении? Собственно, само чтение, как я полагаю, — это не самоцель. Цель состоит в способности воспринимать письменную речь от менее глубокого уровня к более глубокому и в конце концов достигать того уровня, когда слова уже не требуются и мы переходим на уровень эстетического созерцания действительности.

Письменная речь организована сложнее, чем устная, поскольку специально создаётся для передачи речевых сообщений во времени и пространстве. К тому же она самозамкнута в плане использования графических знаков. Автору нужно при помощи только этих средств, без использования невербальной коммуникации, которая очень помогает нам при устном общении, создать вполне завершённый и убедительный мир. А читателю тоже нужно потрудиться, чтобы этот текст воспринять и в идеале — сделать его содержание частью собственного жизненного опыта.

Книгу можно рассматривать как объект, вещь, но буквы, слова, предложения — это не только вещи (пятна краски на бумаге или чёрточки на экране компьютера или смартфона), но и знаки, указывающие на те или иные значения. Содержание книги не заключается в книге так, как, например, жидкость заключается в сосуде. Оно творится читателем, причём каждый раз индивидуально и по-новому.
В своём докладе на пленарном заседании Форума я собираюсь говорить о том, что организация понимания не подчиняется алгоритмам. Понимание невозможно вызвать насильно, но можно соблюсти определённые условия, при которых оно скорее всего и как правило произойдёт. Я называю гуманитарную практику, нацеленную на это, эмерджентной практикой. Это практика, направленная на формирование эффектов целостности. Оказавшись внутри целостности, войдя в состояние потока участники чтения чувствуют, что сама Вселенная им помогает. Начинает происходить то, что можно испытать и при индивидуальном чтении, но это, как правило, сложнее.
Во второй день Форума я постараюсь показать, как работает эта методика. Эт произойдёт дважды — в Институте культуры утром и Челябинской областной библиотеке для молодёжи во второй половине дня на примере медленного чтения повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». «Пиковая дама» чуть длиннее обычных фрагментов, которые мы читаем час. Но я решил ничего не сокращать. Поэтому собственно на чтение вслух заложено в этот раз полтора часа и ещё по полчаса на вступительную и заключительную часть. В итоге получается пять часов в один день. Такого опыта у меня ещё не было.

3. Вы в Челябинске на форуме не в первый раз. Если можно, пару слов о Челябинской читателеведческой школе.

Да, я буду второй раз. В первый раз в 2019 году из-за накладки мероприятий мне пришлось пробыть всего один день, так что я не очень успел сориентироваться. Челябинскую читателеведческую школу я воспринимаю персонально в лице Виолетты Яковлевны Аскаровой и Юлии Владимировны Гушул, которых очень уважаю и ценю. Надеюсь, в этот раз узнать о школе побольше на месте.

 
4. Что бы Вы хотели пожелать нашим студентам?

Я хотел бы пожелать им добра, счастья и благополучия!

Информацию о всех мероприятиях форума вы можете найти в программе.


Поделиться