Просто я решил попробовать провести медленное чтение в Библиотеке № 240 «TechnoScience» Объединения культурных центров Северо-Западного административного округа г. Москвы по тому образцу, с которым познакомился в Библиотеке № 180 имени Н.Ф. Фёдорова Юго-Западного административного округа столицы. Правда, с некоторой модификацией методики, которая потом и стала основой нашего собственного стиля. Первый раз это случилось в марте 2021 года. Мы начали чтения с неоконченного научно-фантастического романа Владимира Фёдоровича Одоевского «4338-й год: Петербургские письма». Я почувствовал, что у меня получается. И люди мне доверяют, и самому нравится. Потом надо было ответить на вопрос, стоит ли продолжать — уже на регулярной основе. Решил продолжить.
С января 2023 года в Библиотеке «Technoscience» мы проводим читательский эксперимент — читаем вслух книгу очерков путешествия И. А. Гончарова «Фрегат „Паллада“». Сегодня будет 51-я встреча. Покидаем столицу Филиппин Манилу и берём курс на север — на Дальний Восток. Каждая встреча длится два часа. Это значит, что сегодня мы открываем уже вторую сотню часов медленного чтения. Встречаемся еженедельно по средам. Эксперимент состоит в том, удастся ли мне как ведущему сохранить интерес читателей на протяжении долгого времени, продолжат ли они добровольно приходить в библиотеку на чтения в течение двух лет. Пока это получается. Обычно на встрече присутствует от 5 до 10 человек.
А по четвергам мы встречаемся в Институте научной информации по общественным наукам РАН в рамках клуба «Медленное чтение в ИНИОНе». Клуб действует с января 2023 года. Сейчас мы читаем роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В четверг будет 15-я встреча, на которой мы также вслух дочитаем и обсудим вторую часть этого произведения «Сито и песок».
Огромную роль я придаю чтению вслух как древней практике, которая была основной в эпоху Античности и в Средние века. Она относительно проста, не требует финансовых вложений и технических средств, но обладает огромным потенциалом воздействия на читателей, особенно если работа идёт в малой группе. Думаю, что чтение вслух с его необходимостью проговорить каждое слово, каждую фразу и правильно организовать дыхание воздействует не только на сознание, но и пробуждает бессознательное — и индивидуальное, и коллективное. Последнее — на уровне архетипических образов. Это очень помогает восприятию содержания текста. Само чтение вслух по кругу в группе длится час. Обычно мы проходим два-три таких круга. Оно обрамляется получасовым вступительным словом ведущего в начале и обменом ассоциациями и обсуждением в конце, которое тоже длится полчаса.
Более всего меня интересует вопрос, как возможно «управление пониманием» при чтении? Собственно, само чтение, как я полагаю, — это не самоцель. Цель состоит в способности воспринимать письменную речь от менее глубокого уровня к более глубокому и в конце концов достигать того уровня, когда слова уже не требуются и мы переходим на уровень эстетического созерцания действительности.
Письменная речь организована сложнее, чем устная, поскольку специально создаётся для передачи речевых сообщений во времени и пространстве. К тому же она самозамкнута в плане использования графических знаков. Автору нужно при помощи только этих средств, без использования невербальной коммуникации, которая очень помогает нам при устном общении, создать вполне завершённый и убедительный мир. А читателю тоже нужно потрудиться, чтобы этот текст воспринять и в идеале — сделать его содержание частью собственного жизненного опыта.
Книгу можно рассматривать как объект, вещь, но буквы, слова, предложения — это не только вещи (пятна краски на бумаге или чёрточки на экране компьютера или смартфона), но и знаки, указывающие на те или иные значения. Содержание книги не заключается в книге так, как, например, жидкость заключается в сосуде. Оно творится читателем, причём каждый раз индивидуально и по-новому.
В своём докладе на пленарном заседании Форума я собираюсь говорить о том, что организация понимания не подчиняется алгоритмам. Понимание невозможно вызвать насильно, но можно соблюсти определённые условия, при которых оно скорее всего и как правило произойдёт. Я называю гуманитарную практику, нацеленную на это, эмерджентной практикой. Это практика, направленная на формирование эффектов целостности. Оказавшись внутри целостности, войдя в состояние потока участники чтения чувствуют, что сама Вселенная им помогает. Начинает происходить то, что можно испытать и при индивидуальном чтении, но это, как правило, сложнее.
Во второй день Форума я постараюсь показать, как работает эта методика. Эт произойдёт дважды — в Институте культуры утром и Челябинской областной библиотеке для молодёжи во второй половине дня на примере медленного чтения повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». «Пиковая дама» чуть длиннее обычных фрагментов, которые мы читаем час. Но я решил ничего не сокращать. Поэтому собственно на чтение вслух заложено в этот раз полтора часа и ещё по полчаса на вступительную и заключительную часть. В итоге получается пять часов в один день. Такого опыта у меня ещё не было.
3. Вы в Челябинске на форуме не в первый раз. Если можно, пару слов о Челябинской читателеведческой школе.
Да, я буду второй раз. В первый раз в 2019 году из-за накладки мероприятий мне пришлось пробыть всего один день, так что я не очень успел сориентироваться. Челябинскую читателеведческую школу я воспринимаю персонально в лице Виолетты Яковлевны Аскаровой и Юлии Владимировны Гушул, которых очень уважаю и ценю. Надеюсь, в этот раз узнать о школе побольше на месте.
Я хотел бы пожелать им добра, счастья и благополучия!
Информацию о всех мероприятиях форума вы можете найти в программе.