Загрузка


Свежие выпуски газеты АКАДЕМ городок


Новости


Опубликовано 23.09.2023

Вопросы инклюзивного образования обсудили в ЧГИК

 Распечатать    Просмотров: 136

21 сентября в Челябинском государственном институте культуры состоялось Региональное методическое совещание «Инклюзивное образование средствами культуры и искусства», в работе которого приняли участие педагоги, дефектологи, специалисты детских школ искусств, библиотекари, работающие с людьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся ГБУ СПО «Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба» и воспитанники МБОУ СКОШ с ОВЗ № 127.

Главной целью совещания стало обсуждение потенциала развития инклюзивного образования в творческом вузе, обобщение передового опыта реабилитации людей с ОВЗ не только средствами культуры и искусства, но и в пространстве учреждений культуры. На совещании обсуждались современные творческие и терапевтические практики с применением средств культуры и искусства, например, такой метод терапии как канистерапия, применяемый в пространстве библиотеки.

Доклад «Инклюзивное образование в творческом вузе» проректора по учебной и воспитательной работе, кандидата педагогических наук, доцента И. М. Баштанар был посвящен реализации инклюзивного образования в творческом вузе, представляющим непрерывный и постоянно развивающийся процесс, требующий разработки особой методологии. Ирина Михайловна обратила внимание на ключевые направления работы с людьми с ОВЗ, реализуемые в вузе не только в рамках освоения основной образовательной программы, но и в системе дополнительного образования студентов. Были обозначены проблемы в непосредственной подготовке к работе в инклюзивной образовательной среде, требующие решения. «Сегодня ЧГИК и Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых реализуют актуальный проект «Мягкое чтение». В его рамках прошли выездные мастер-классы для сотрудников модельных библиотек с целью информирования о технологиях изготовления тактильных рукодельных изданий для слепых и слабовидящих детей». Ирина Михайловна также подчеркнула, что Челябинский государственный институт культуры обладает достаточной теоретической базой, компетентным кадровым составом, необходимыми средствами для обучения студентов, активно занимается организацией и реализацией инклюзивного образования в сфере культуры и искусства.

Работе библиотек с людьми с ОВЗ было посвящено два доклада. К. В. Пименова, директор Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых, поделилась опытом проектной деятельности, формируемой в специфических условиях работы с людьми с ОВЗ.
О.С. Лаптева, заместитель директора Централизованной системы детских библиотек г. Челябинска, рассказала об опыте работы библиотек в осуществлении проекта канистерапии, реализуемом совместно с реабилитационным центром зоотерапии «Лапа помощи». В своем докладе Ольга Степановна отметила, что общение с животными является необходимым не только для людей с ОВЗ. Канистерапия – особый метод реабилитации людей, результатом которого является снижение уровня стресса. Проект, реализуемый библиотекой, направлен на помощь детям, имеющим проблемы в учебе, испытывающим страх перед публичным выступлением. Цель проекта «Канистерапия в библиотеках города» - повышение мотивации к чтению у детей разных категорий.

С докладом, посвященным описанию специфики творческой работы с учащимися, имеющими физические ограничения, выступила выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, доктор искусствоведения, преподаватель Ю.А. Монастыршина (г. Москва).
Антистрессовой вокалотерапии для людей в ОВЗ был посвящен доклад А. П. Зверевой, художественного руководителя Инклюзивного камерного оперного театра «Содружество “Гомер”», члена Союза театральных деятелей, члена международного союза музыкальных деятелей, руководителя студией по вокалу (г. Москва).

Все выступающие согласились с тем, что оптимальная система инклюзивного образования требует постоянного и планомерного поиска новых путей, форм и методов, активного внедрения инноваций в содержание и технологии воспитания, обучения, взаимодействия.

В рамках мероприятия действовала уникальная выставка тактильных рукодельных книг, созданных за время работы проекта «Мягкое чтение» в течение 2023 года. Здесь были представлены почти все издания, разработанные волонтерами проекта. Следует отметить, что книги для проведения выставки создавали не только сотрудники библиотек, студенты, но и жители города, пользователи библиотек, журналисты Издательского дома «Комсомольская правда», волонтеры. В подготовке выставки приняли активное участие сотрудники Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых, под руководством главного участника проекта Г.А. Членовой, заведующей организационно-методическим отделом, и сотрудники Научной библиотеки Челябинского государственного института культуры.

Участники мероприятия не прошли мимо творческих мастерских: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (ведущая В. В. Гейль, пресс-секретарь ЧГИК, кандидат исторических наук, член ассоциации искусствоведов России); «Народная кукла в русской культуре» (ведущая Ж. Ю. Чернева, член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России, заведующая кафедрой дизайна и компьютерных технологий ЧГИК); «Радуга расплавленного воска», зав. сектором редкой книги библиотеки Челябинского государственного института культуры).

С особым восторгом гости принимали участие в работе мастерской «Доверься собаке», благодаря лабрадору Ронда (владелец Н. С. Завей-Борода) и австралийскому лабрадудль коббердогу Шайну (владелец К. С. Репич) проходило общение с собаками-проводников.
Главными достоинствами участников творческой мастерской собак-проводников (а сейчас именно так принято называть собак-поводырей) стали те уникальные компетенции и навыки, которые у них вырабатываются в результате многих лет дрессировки для полноценного взаимодействия с хозяевами с ОВЗ. Так, Ронда имеет навыки свободной ориентации в городских локациях, необходимых для передвижения с хозяином по маршруту: «Светофорчик», «Остановка», «Школа», «Аптека», «Магазин» и др. Ронда имеет навыки поиска предметов, которые необходимы хозяину, обладает богатым творческим потенциалом, который реализовала в общении с хозяевами – выполняла танцевальные элементы. Как рассказала хозяйка лабрадудля коббердога Шайном, ее друг имеет опыт работы с нормотипичными детьми в рамках различных проектах по канистерапии на различных площадках, среди которых выделяется сотрудничество с библиотеками.

Участники методического совещания поздравили Челябинский государственный институт культуры с 55-летием!

Поделиться