О кафедре
Основана 1 сентября 1968 года. На протяжении прошедших 55 лет её возглавляли Н. М. Вильнер (1968 – 1970), Т. М. Синецкая (1970 – 1972; 1974 – 1986), С. З. Губницкая (1972 – 1974), Л. Н. Малыгина (1986 – 1992), Л. К. Игнатьева (1995 – 2008), В. И. Харишина (2012 – 2022), О. Ф. Ширяева ( 2008 – 2010; с 2022 г. по настоящее время).
В связи с молодостью и сравнительно небольшим опытом педагогической деятельности, на первом этапе главной задачей стало освоение вузовских требований, формирование статуса преподавателя высшего учебного заведения. Практически сразу определились наиболее яркие качества каждого специалиста: методика преподавания, аналитические способности, расположенность к просветительской деятельности, любовь к истории музыки и др. Присматриваясь к сильным сторонам друг друга, учились, делились знаниями, но неизменно шли к общему – соответствию статуса преподавателя творческого вуза. Помогали командировки в столичные города и крупные вузы страны на повышение квалификации, участие в разнообразных научных и творческих форумах, межкафедральные мероприятия, в том числе, и научные (в 80-90-е годы на базе кафедры истории и теории музыки ЧГИК проведены три прикладных музыкально-социологических исследования на хоздоговорной основе по актуальной проблематики: одно - всесоюзного, два – регионального уровня); расширение творческих связей в собственном регионе. Слушая выступления других, учились писать научные статьи, формировать собственное мнение о крупных музыкальных событиях и выходящих научных изданиях, осваивали разнообразие вузовских издательских жанров, готовились к работе над кандидатскими диссертациями, защищали их и двигались дальше.
Путь не быстрый, но неуклонно ведущий к качественным результатам. Таковыми можно считать:
- расширение индивидуальных исследовательских проектов (защищено 8 диссертаций на соискание кандидата наук и одна – на соискание доктора наук);
- формирование кафедральных исследовательских направлений:
1. Музыкальная культура Южного Урала в историческом и современном социокультурном пространстве
2. Музыкознание конца ХХ – начала ХХI веков
3. Современная методика преподавания: вызовы времени
- организацию традиционных научных конференций: «Вопросы современного музыкознания» (пять конференций), «Композитор в современном мире» (пять конференций совместно с Челябинским отделением Союза композиторов России), «Прокофьевские чтения» (две конференции в рамках Всероссийского фестиваля, посвящённого творчеству С. С. Прокофьева, совместно с Челябинской государственной филармонией и Союзом композиторов);
- написание крупных обобщающих работ – учебных пособий и монографий (более 20);
- работу с аспирантами, в том числе, руководство диссертационными исследованиями;
- востребованность преподавателей кафедры в качестве авторов отзывов на диссертации от ведущего учреждения, на автореферат или диссертацию от соискателей разных вузов страны; - участие в конкурсах в качестве руководителей научных работ студентов вуза и учащихся музыкальной школы ЧГИК, авторов оригинальных музыковедческих работ.
Преподаватели кафедры приглашаются в разные учебные заведения в качестве председателей ГАК, творческих профессиональных конкурсов, для работы в комиссиях по оценке работ Научного общества учащихся г. Челябинска и др. Всё это - свидетельство устойчивого авторитета преподавателей кафедры, основанного на качестве и успешности их работы. В 80-е годы укрепляются творческие связи преподавателей кафедры с Челябинским отделением Союза композиторов России, Областной филармонией, Союзом театральных деятелей, Театром оперы и балета имени М. И. Глинки. Это открыло возможность для создания специальных курсов, основанных на изучении музыки наших земляков, углубляющих представление о современной музыкальной культуре нашего региона. расширения музыкально - критической и журналисткой, а, также, - лекционной работы в городе и области, познания на практике особенностей зрительской и слушательской аудитории, изучения особенностей массового музыкального восприятия.
Изменение условий и возможностей в деятельности института неизменно предполагает и включённость кафедры в новые проекты, поиск неординарных подходов в преподавательской, общественной, творческой деятельности. Так, ограничения ковидного времени подтолкнули на освоение и совершенствование дистанционных форм работы со студентами; расширение способов обратной связи. Международное сотрудничество института, появление иностранных студентов разных национальностей стимулировало преодоление языкового барьера, поиск новых методик преподавания, использование разнообразных индивидуальных форм творческой и научной работы. Всероссийский проект цифровизации актуализировал переоборудование специализированных аудиторий кафедры, увеличение удельного веса презентационного материала в лекциях; сформировал новые предложения студентам, направленные на быстрый и точный поиск музыкальной информации, использование разных платформ в обучении и т.д. Настоящее время – период ожидания нового прихода молодых, цикличность не может быть нарушена.
Оглядываясь назад, можно сказать, что старшее поколение преподавателей – Т. М. Синецкая, А.А. Карпенко, М.М. Кипиани, Н.Л. Рябикова, Е.М. Ярёменко (Юдей), С. З. Губницкая заложили традиции коллективной деятельности кафедры. Последующие поколения: Л.К. Игнатьева, Г. Б. Крыжановская, Л.Н. Малыгина, В.И. Харишина (Усова), Н. Л. Рябикова, В. Л. Хоменко, В. Я. Семененко (композитор), О. А. Гумерова, А. И. Чернышова, Н. В. Голоднова, М. Б. Томашевич, Л. Г. Крылова, О. Я. Ниренбург, А. Р. Кузьмин, С. В. Черевань, О. Ф. Ширяева, Т. Ю. Шкербина, - продолжили и обогатили эти традиции.
В связи с молодостью и сравнительно небольшим опытом педагогической деятельности, на первом этапе главной задачей стало освоение вузовских требований, формирование статуса преподавателя высшего учебного заведения. Практически сразу определились наиболее яркие качества каждого специалиста: методика преподавания, аналитические способности, расположенность к просветительской деятельности, любовь к истории музыки и др. Присматриваясь к сильным сторонам друг друга, учились, делились знаниями, но неизменно шли к общему – соответствию статуса преподавателя творческого вуза. Помогали командировки в столичные города и крупные вузы страны на повышение квалификации, участие в разнообразных научных и творческих форумах, межкафедральные мероприятия, в том числе, и научные (в 80-90-е годы на базе кафедры истории и теории музыки ЧГИК проведены три прикладных музыкально-социологических исследования на хоздоговорной основе по актуальной проблематики: одно - всесоюзного, два – регионального уровня); расширение творческих связей в собственном регионе. Слушая выступления других, учились писать научные статьи, формировать собственное мнение о крупных музыкальных событиях и выходящих научных изданиях, осваивали разнообразие вузовских издательских жанров, готовились к работе над кандидатскими диссертациями, защищали их и двигались дальше.
Путь не быстрый, но неуклонно ведущий к качественным результатам. Таковыми можно считать:
- расширение индивидуальных исследовательских проектов (защищено 8 диссертаций на соискание кандидата наук и одна – на соискание доктора наук);
- формирование кафедральных исследовательских направлений:
1. Музыкальная культура Южного Урала в историческом и современном социокультурном пространстве
2. Музыкознание конца ХХ – начала ХХI веков
3. Современная методика преподавания: вызовы времени
- организацию традиционных научных конференций: «Вопросы современного музыкознания» (пять конференций), «Композитор в современном мире» (пять конференций совместно с Челябинским отделением Союза композиторов России), «Прокофьевские чтения» (две конференции в рамках Всероссийского фестиваля, посвящённого творчеству С. С. Прокофьева, совместно с Челябинской государственной филармонией и Союзом композиторов);
- написание крупных обобщающих работ – учебных пособий и монографий (более 20);
- работу с аспирантами, в том числе, руководство диссертационными исследованиями;
- востребованность преподавателей кафедры в качестве авторов отзывов на диссертации от ведущего учреждения, на автореферат или диссертацию от соискателей разных вузов страны; - участие в конкурсах в качестве руководителей научных работ студентов вуза и учащихся музыкальной школы ЧГИК, авторов оригинальных музыковедческих работ.
Преподаватели кафедры приглашаются в разные учебные заведения в качестве председателей ГАК, творческих профессиональных конкурсов, для работы в комиссиях по оценке работ Научного общества учащихся г. Челябинска и др. Всё это - свидетельство устойчивого авторитета преподавателей кафедры, основанного на качестве и успешности их работы. В 80-е годы укрепляются творческие связи преподавателей кафедры с Челябинским отделением Союза композиторов России, Областной филармонией, Союзом театральных деятелей, Театром оперы и балета имени М. И. Глинки. Это открыло возможность для создания специальных курсов, основанных на изучении музыки наших земляков, углубляющих представление о современной музыкальной культуре нашего региона. расширения музыкально - критической и журналисткой, а, также, - лекционной работы в городе и области, познания на практике особенностей зрительской и слушательской аудитории, изучения особенностей массового музыкального восприятия.
Изменение условий и возможностей в деятельности института неизменно предполагает и включённость кафедры в новые проекты, поиск неординарных подходов в преподавательской, общественной, творческой деятельности. Так, ограничения ковидного времени подтолкнули на освоение и совершенствование дистанционных форм работы со студентами; расширение способов обратной связи. Международное сотрудничество института, появление иностранных студентов разных национальностей стимулировало преодоление языкового барьера, поиск новых методик преподавания, использование разнообразных индивидуальных форм творческой и научной работы. Всероссийский проект цифровизации актуализировал переоборудование специализированных аудиторий кафедры, увеличение удельного веса презентационного материала в лекциях; сформировал новые предложения студентам, направленные на быстрый и точный поиск музыкальной информации, использование разных платформ в обучении и т.д. Настоящее время – период ожидания нового прихода молодых, цикличность не может быть нарушена.
Оглядываясь назад, можно сказать, что старшее поколение преподавателей – Т. М. Синецкая, А.А. Карпенко, М.М. Кипиани, Н.Л. Рябикова, Е.М. Ярёменко (Юдей), С. З. Губницкая заложили традиции коллективной деятельности кафедры. Последующие поколения: Л.К. Игнатьева, Г. Б. Крыжановская, Л.Н. Малыгина, В.И. Харишина (Усова), Н. Л. Рябикова, В. Л. Хоменко, В. Я. Семененко (композитор), О. А. Гумерова, А. И. Чернышова, Н. В. Голоднова, М. Б. Томашевич, Л. Г. Крылова, О. Я. Ниренбург, А. Р. Кузьмин, С. В. Черевань, О. Ф. Ширяева, Т. Ю. Шкербина, - продолжили и обогатили эти традиции.
История кафедры
Кафедра основана 1 сентября 1968 года (в год создания института). Первая зав. кафедрой (1968-1970 гг.) – талантливый музыковед, лектор, педагог Наталья Моисеевна Вильнер (Заслуженный деятель искусств РФ, преподаватель специальной музыкальной школы при Уральской гос.консерватории им. М. П. Мусоргского, лектор-музыковед Екатеринбургской филармонии). Одновременно с ней начали работать преподаватели: А.А. Карпенко, М.М. Кипиани, Н.Л. Рябикова, Е.М. Ярёменко (Юдей). Чуть позже в штат кафедры пришли С.З. Губницкая, Л.К. Игнатьева, Л.Н. Малыгина, В.И. Харишина (Усова). В разное время на кафедре работали В. Л. Хоменко (фольклорист), В. Я. Семененко (композитор) и др. Состав кафедры в течение длительного времени оставался стабильным, что позволило целенаправленно формировать подходы к учебно-методической и научно-исследовательской работе.
Большая роль в становлении и развитии кафедры принадлежит Татьяне Михайловне Синецкой, выпускнице Уральской гос. консерватории. Она была приглашена П.В. Сапроновым на заведование в 1970 году и возглавляла её в 1970-1972, 1974-1986 гг., выполняя также функции декана музыкально-педагогического, консерваторского факультетов. В 1986 г. была назначена проректором по научно-исследовательской работе института. Именно по инициативе Т.М. Синецкой в 1971 г. была открыта специализация «Музыковедение» (существовала до 1976 г.), созданы кабинет музыки, фонды звукозаписей, нотной и учебной литературы для всех музыкальных специализаций института. Под её руководством стабилизировалась научно-методическая работа, организовалась лекционно-просветительская деятельность, проводились комплексные хоздоговорные и индивидуальные научные исследования (в течение 10 лет). Преподавательская деятельность Т.М. Синецкой включала такие курсы, как история зарубежной музыки, гармония, сольфеджио, полифония (как у музыковедов, так и на исполнительских отделениях), творчество композиторов Урала, дипломные работы у музыковедов, рефераты у исполнительских специализаций; в 1990-е годы – социология музыки. Среди музыковедов Т.М. Синецкая стала первым на Южном Урале членом Союза композиторов СССР (в 1978 г.; в 1994-2011 гг. – председатель Челябинского отделения Союза композиторов России) и первым кандидатом наук (1982 г.). Она – автор более 300 работ по проблемам современной музыкальной культуры, 7 монографий, в том числе: «Социология музыки» (1998), «Композиторы Южного Урала» (2003), «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла: от мечты к реальности» (2005), «Челябинская филармония: люди и время (1937 – 2007)» (2007), «Мой дом по имени Камерный хор» (2012). Совсем недавно (в 2021 г.) Т.М.Синецкая закончила капитальный труд – монографическое исследование, две книги: «Творчество композиторов Южного Урала второй половины ХХ века» и «Творчество композиторов Южного Урала первой четверти ХХI века» (работа выполнена при фи-нансовой поддержке РФФИ и Челябинской области).
Эстафету руководства кафедрой приняла Светлана Зейликовна Губницкая, выпускница Новосибирской гос. консерватории им. М.И. Глинки по двум специальностям: оркестровым струнным инструментам (скрипка, 1962) и музыковедению (1971). Её эрудиция, высокий профессионализм и требовательность к себе стали основанием для защиты диссертации (первый в вузе кандидат искусствоведения, тема «Советская опера в театрах Урала: критика, репертуар, слушатель», год защиты – 1986) и вступления в члены Союза композиторов СССР (ныне – Союз композиторов России). В течение нескольких лет она возглавляла деканат заочного отделения. С. З. Губницкая внесла весомый вклад в работу кафедры как авторитетный специалист и организатор, вела курсы анализа музыкальных произведений, полифонии, музыкальной критики. Ею были опубликованы программы, научные статьи, методические материалы по различным проблемам музыкознания, музыкальной культуры Урала. С. З. Губницкая являлась бессменным председателем секции музыкальной критики при Челябинском отделении ВТО, ответственным секретарём Челябинской организации Союза композиторов, лектором областной филармонии. В настоящее время живёт и работает в США.
В 1986-1992 гг. зав. кафедрой являлась Людмила Николаевна Малыгина. Выпускница Горьковской гос. консерватории им. М.И.Глинки (1973), прекрасный лектор, знаток истории зарубежной музыки, она успешно руководила дипломными работами музыковедов, создала ряд программ и методических материалов по музыкально-историческим дисциплинам. Человек высоких моральных качеств, Л. Н. Малыгина пользовалась непререкаемым авторитетом и уважением коллег и студентов.
С 1995 г. до середины 2008 г. кафедру возглавляла Любовь Константиновна Игнатьева. Окончила Уральскую гос.консерваторию, кандидат педагогических наук, доцент. Л.К.Игнатьева была глубочайшим исследователем истории современного отечественного музыкального искусства, великолепным оратором, много лет вела концерты на разных площадках города и области. Вела также курсы полифонии, сольфеджио у всех музыкальных специализаций; активно занималась научно-методической и просветительской работой. Автор программ, методических рекомендаций, учебного пособия, статей. В течение многих лет Любовь Константиновна руководила научным обществом учащихся (МОУ, школа №12 г. Челябинска), доклады которых систематически получали высокие оценки экспертов на научных конференциях НОУ. Под руководством Л. К. Игнатьевой значительно активизировалась работа по расширению фондов библиотеки и фонотеки, техническому оснащению кафедры; целенаправленно выполнялась программа по повышению научного статуса педагогических кадров, много внимания уделялось молодым преподавателям, их мягкому и органичному вхождению в коллектив, овладению основами вузовского преподавания, их профессиональному росту. Будучи демократическим типом руководителя, Л.К. Игнатьева способствовала созданию комфортной, творческой, требовательной атмосфере на кафедре, спокойно и по-деловому решала многочисленные каждодневные проблемы, без которых жизнь коллектива немыслима.
Значительный вклад в развитие кафедры, обеспечение высокого уровня преподавательской деятельности внесли Н. Л. Рябикова, Е. М. Ярёменко, А. И. Чернышова. Большим уважением у преподавателей и студентов пользовалась Наталья Львовна Рябикова, выпускница Свердловского педагогического института. Она работала на кафедре в 1970-1995 гг., вела курсы сольфеджио и гармонии у всех музыкальных специализаций и курс гармонии у музыковедов. Была активным членом профкома института (социально-бытовой сектор), руководителем секции теоретических дисциплин на кафедре. Автор научно-методических работ по различным проблемам воспитания и образования.
Одним из наиболее деятельных специалистов научно-методического профиля на кафедре была Евгения Михайловна Ярёменко, выпускница Новосибирской гос.консерватории, кандидат педагогических наук, доцент, зав. секцией теоретических дисциплин, вела гармонию и сольфеджио на всех музыкальных специализациях. Являлась активным организатором лекционно-просветительской деятельности кафедры, одна из первых стала вводить творческие показы студентов в рамках своих предметов. Участник исследований, проводимых в вузе, автор многочисленных работ по проблемам музыкального образования, программ и методических материалов.
Алла Ивановна Чернышова окончила как музыковед наш вуз, стала прекрасным историком, аналитиком музыкальных произведений. Её лекции по истории зарубежной музыки были безупречны с точки зрения стиля изложения, культуры речи, глубины знаний. Самым естественным образом в курсах, которые вела А. И. Чернышова, отражались процессы, происходящие в разных видах искусств: музыке, живописи, литературе, театре. Автор учебно-методических материалов и статей, она активно занималась научно-исследовательской работой, участвовала в комплексных исследованиях кафедры, много лет была руководителем научного общества учащихся секции «Искусствоведение».
Интересным специалистом была Вера Ивановна Харишина, (выпускница Алма-Атинской гос. консерватории) которая начала свой трудовой путь в ЧГИК в качестве концертмейстера, а в 1970-1989 гг. была преподавателем кафедры теории и истории музыки. Работала на кафедре фольклористики, кандидат искусствоведения (защита прошла в Московской гос.консерватории им. П. И. Чайковского), доцент. В 2012-2022 гг. была заведующим кафедрой истории и теории музыки.
В 1980-е гг. кафедра пополнилась новыми преподавателями. Нина Васильевна Голоднова, Марина Болеславовна Томашевич, Людмила Григорьевна Крылова сравнительно недолго проработали в вузе, но каждая из них оставила о себе хорошую память в профессиональном и человеческом плане. Марина Михайловна Кипиани работала одновременно и на кафедре фортепиано. Выпускница Уральской гос.консерватории как пианистка, она вела курсы теории и истории музыки, анализа музыкальных произведений у студентов театральных, библиотечных, хореографических специализаций. Ее лекции отличались особой эмоциональностью и динамичностью.
Более 10 лет на кафедре работал композитор Олег Яковлевич Ниренбург, доцент, член Союза композиторов России, преподававший в Свердловском УКП.
В 1987-2017 гг. трудилась на кафедре Галина Борисовна Крыжановская. Опытный методист, она вела курсы сольфеджио, гармонии, полифонии, теории музыки; совмещала педагогическую работу с заведованием кабинетом музыки. Благодаря ее усилиям и энтузиазму заметно пополнились фонды звукозаписей.
В течение ряда лет с кафедрой плодотворно сотрудничала в качестве научного консультанта и научного руководителя соискателей и аспирантов зав. кафедрой теории музыки, профессор, проректор Новосибирской гос. консерватории Татьяна Степановна Сорокина. Под ее руководством преподаватели кафедры истории и теории музыки ЧГИК С.В. Черевань и О.Ф.Ширяева защитили кандидатские диссертации.
С конца 1980-х гг. состав кафедры значительно обновился. Ольга Анатольевна Гумерова, выпускница Саратовской гос. консерватории им. Л. Собинова (до 1987 г. - как совместитель, с 1990 г. – в штате) представляет редкое сочетание организованности, ответственности, трудоспособности с высочайшим профессионализмом, универсальностью знаний, тщательностью в проработке любой проблемы, как научной, так и педагогической. Участник ряда исследований, автор четырех монографий, многочисленных научных и публицистических статей, научно-методических материалов. Является доцентом кафедры, в 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики «Бури и натиска» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. Решением ВАК в том же году присуждена степень кандидата искусствоведения. В течение многих лет была председателем НИРС исполнительского факультета, руководителем музыкально-исторического кружка «Камерата». Под руководством О.А.Гумеровой защищена кандидатская диссертация О.Л.Юровской «Духовные стихи песенной традиции калужских и пензенских переселенцев Челябинской области» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. О.А.Гумерова ведёт курсы музыкальной формы, истории музыки (зарубежной) и современной музыки на всех музыкальных специализациях.
Татьяна Юрьевна Шкербина - выпускница Уральской гос. консерватории, композитор (класс профессора А.Н.Нименского), имеет учёное звание профессора, является членом Союза композиторов России, председателем Челябинского отделения Союза композиторов России (с 2011 по настоящее время), лауреатом всероссийских и международных конкурсов композиторов. Преподавая в вузе, разработала курс «Музыкальная информатика». Великолепно сочетает деятельность преподавателя с активной творческой, концертной работой. Постоянный организатор фестивалей, пленумов, творческих встреч, конференций. Вносит огромный вклад в становление и развитие молодых кадров.
Светлана Владимировна Черевань - выпускница Уральской гос. консерватории, музыковед. Успешно закончила аспирантуру Новосибирской гос.консерватории, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии в философско-художественном контексте эпохи» (1998, научный руководитель - профессор Т. С. Сорокина), доцент кафедры, член секции критики при СТД. Глубокий и тонкий исследователь, чуткий преподаватель, активно использует в своей работе творческий аспект. Автор монографии и учебного пособия «Комплексный анализ музы-кального произведения для флейты и фортепиано В. Наговицина» (2016, рекомендовано на сайте Московского гос. института им. А.Г. Шнитке, наряду с базовыми учебниками). С.В.Черевань добросовестно выполняет общественную работу, длительное время является профоргом кафедры, ответственная за научно-исследовательскую работу студентов по кафедре. Ее студенты неоднократно побеждали в конкурсах научных работ.
Свой вклад внесли Елена Ивановна Морозова (специалист в области современной музыкальной культуры), Сергей Юрьевич Бантуров (по своему образованию – композитор, ведущий теоретические предметы).
Ольга Федоровна Ширяева, выпускница Алматинской гос.консерватории, работает на кафедре с 1998 года. Являясь соискателем Новосибирской гос.консерватории, защитила кандидатскую диссертацию в 2004 г. на тему «Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ веков» (науч.рук. - профессор Т. С. Сорокина), доцент, автор 2 монографий, активно занимается изучением музыкального творчества композиторов Челябинска, член челябинского отделения Союза композиторов России, ведущая концертных мероприятий. В 2008-2010 гг. и с 2022 г. является заведующим кафедрой истории и теории музыки.
С 2000 года на кафедре работал Алан Рудольфович Кузьмин. Выпускник Уральской гос. консерватории по классу композиции (1999 г., класс А. Н. Нименского), закончил аспирантуру данной консерватории (2001, творческий руководитель – профессор А. Н. Нименский). Сейчас А.Р.Кузьмин – профессор, лауреат международных и всероссийских конкурсов композиторов, член Союза композиторов России, с 2021 года - заведующий кафедрой композиции Уральской гос. консерватории, продолжает активное сотрудничество с нашим вузом.
Преподаватели Т.М. Синецкая, О.А. Гумерова, Т. Ю. Шкербина, С. В. Черевань, О.Ф. Ширяева работают на кафедре в настоящее время.
Большая роль в становлении и развитии кафедры принадлежит Татьяне Михайловне Синецкой, выпускнице Уральской гос. консерватории. Она была приглашена П.В. Сапроновым на заведование в 1970 году и возглавляла её в 1970-1972, 1974-1986 гг., выполняя также функции декана музыкально-педагогического, консерваторского факультетов. В 1986 г. была назначена проректором по научно-исследовательской работе института. Именно по инициативе Т.М. Синецкой в 1971 г. была открыта специализация «Музыковедение» (существовала до 1976 г.), созданы кабинет музыки, фонды звукозаписей, нотной и учебной литературы для всех музыкальных специализаций института. Под её руководством стабилизировалась научно-методическая работа, организовалась лекционно-просветительская деятельность, проводились комплексные хоздоговорные и индивидуальные научные исследования (в течение 10 лет). Преподавательская деятельность Т.М. Синецкой включала такие курсы, как история зарубежной музыки, гармония, сольфеджио, полифония (как у музыковедов, так и на исполнительских отделениях), творчество композиторов Урала, дипломные работы у музыковедов, рефераты у исполнительских специализаций; в 1990-е годы – социология музыки. Среди музыковедов Т.М. Синецкая стала первым на Южном Урале членом Союза композиторов СССР (в 1978 г.; в 1994-2011 гг. – председатель Челябинского отделения Союза композиторов России) и первым кандидатом наук (1982 г.). Она – автор более 300 работ по проблемам современной музыкальной культуры, 7 монографий, в том числе: «Социология музыки» (1998), «Композиторы Южного Урала» (2003), «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла: от мечты к реальности» (2005), «Челябинская филармония: люди и время (1937 – 2007)» (2007), «Мой дом по имени Камерный хор» (2012). Совсем недавно (в 2021 г.) Т.М.Синецкая закончила капитальный труд – монографическое исследование, две книги: «Творчество композиторов Южного Урала второй половины ХХ века» и «Творчество композиторов Южного Урала первой четверти ХХI века» (работа выполнена при фи-нансовой поддержке РФФИ и Челябинской области).
Эстафету руководства кафедрой приняла Светлана Зейликовна Губницкая, выпускница Новосибирской гос. консерватории им. М.И. Глинки по двум специальностям: оркестровым струнным инструментам (скрипка, 1962) и музыковедению (1971). Её эрудиция, высокий профессионализм и требовательность к себе стали основанием для защиты диссертации (первый в вузе кандидат искусствоведения, тема «Советская опера в театрах Урала: критика, репертуар, слушатель», год защиты – 1986) и вступления в члены Союза композиторов СССР (ныне – Союз композиторов России). В течение нескольких лет она возглавляла деканат заочного отделения. С. З. Губницкая внесла весомый вклад в работу кафедры как авторитетный специалист и организатор, вела курсы анализа музыкальных произведений, полифонии, музыкальной критики. Ею были опубликованы программы, научные статьи, методические материалы по различным проблемам музыкознания, музыкальной культуры Урала. С. З. Губницкая являлась бессменным председателем секции музыкальной критики при Челябинском отделении ВТО, ответственным секретарём Челябинской организации Союза композиторов, лектором областной филармонии. В настоящее время живёт и работает в США.
В 1986-1992 гг. зав. кафедрой являлась Людмила Николаевна Малыгина. Выпускница Горьковской гос. консерватории им. М.И.Глинки (1973), прекрасный лектор, знаток истории зарубежной музыки, она успешно руководила дипломными работами музыковедов, создала ряд программ и методических материалов по музыкально-историческим дисциплинам. Человек высоких моральных качеств, Л. Н. Малыгина пользовалась непререкаемым авторитетом и уважением коллег и студентов.
С 1995 г. до середины 2008 г. кафедру возглавляла Любовь Константиновна Игнатьева. Окончила Уральскую гос.консерваторию, кандидат педагогических наук, доцент. Л.К.Игнатьева была глубочайшим исследователем истории современного отечественного музыкального искусства, великолепным оратором, много лет вела концерты на разных площадках города и области. Вела также курсы полифонии, сольфеджио у всех музыкальных специализаций; активно занималась научно-методической и просветительской работой. Автор программ, методических рекомендаций, учебного пособия, статей. В течение многих лет Любовь Константиновна руководила научным обществом учащихся (МОУ, школа №12 г. Челябинска), доклады которых систематически получали высокие оценки экспертов на научных конференциях НОУ. Под руководством Л. К. Игнатьевой значительно активизировалась работа по расширению фондов библиотеки и фонотеки, техническому оснащению кафедры; целенаправленно выполнялась программа по повышению научного статуса педагогических кадров, много внимания уделялось молодым преподавателям, их мягкому и органичному вхождению в коллектив, овладению основами вузовского преподавания, их профессиональному росту. Будучи демократическим типом руководителя, Л.К. Игнатьева способствовала созданию комфортной, творческой, требовательной атмосфере на кафедре, спокойно и по-деловому решала многочисленные каждодневные проблемы, без которых жизнь коллектива немыслима.
Значительный вклад в развитие кафедры, обеспечение высокого уровня преподавательской деятельности внесли Н. Л. Рябикова, Е. М. Ярёменко, А. И. Чернышова. Большим уважением у преподавателей и студентов пользовалась Наталья Львовна Рябикова, выпускница Свердловского педагогического института. Она работала на кафедре в 1970-1995 гг., вела курсы сольфеджио и гармонии у всех музыкальных специализаций и курс гармонии у музыковедов. Была активным членом профкома института (социально-бытовой сектор), руководителем секции теоретических дисциплин на кафедре. Автор научно-методических работ по различным проблемам воспитания и образования.
Одним из наиболее деятельных специалистов научно-методического профиля на кафедре была Евгения Михайловна Ярёменко, выпускница Новосибирской гос.консерватории, кандидат педагогических наук, доцент, зав. секцией теоретических дисциплин, вела гармонию и сольфеджио на всех музыкальных специализациях. Являлась активным организатором лекционно-просветительской деятельности кафедры, одна из первых стала вводить творческие показы студентов в рамках своих предметов. Участник исследований, проводимых в вузе, автор многочисленных работ по проблемам музыкального образования, программ и методических материалов.
Алла Ивановна Чернышова окончила как музыковед наш вуз, стала прекрасным историком, аналитиком музыкальных произведений. Её лекции по истории зарубежной музыки были безупречны с точки зрения стиля изложения, культуры речи, глубины знаний. Самым естественным образом в курсах, которые вела А. И. Чернышова, отражались процессы, происходящие в разных видах искусств: музыке, живописи, литературе, театре. Автор учебно-методических материалов и статей, она активно занималась научно-исследовательской работой, участвовала в комплексных исследованиях кафедры, много лет была руководителем научного общества учащихся секции «Искусствоведение».
Интересным специалистом была Вера Ивановна Харишина, (выпускница Алма-Атинской гос. консерватории) которая начала свой трудовой путь в ЧГИК в качестве концертмейстера, а в 1970-1989 гг. была преподавателем кафедры теории и истории музыки. Работала на кафедре фольклористики, кандидат искусствоведения (защита прошла в Московской гос.консерватории им. П. И. Чайковского), доцент. В 2012-2022 гг. была заведующим кафедрой истории и теории музыки.
В 1980-е гг. кафедра пополнилась новыми преподавателями. Нина Васильевна Голоднова, Марина Болеславовна Томашевич, Людмила Григорьевна Крылова сравнительно недолго проработали в вузе, но каждая из них оставила о себе хорошую память в профессиональном и человеческом плане. Марина Михайловна Кипиани работала одновременно и на кафедре фортепиано. Выпускница Уральской гос.консерватории как пианистка, она вела курсы теории и истории музыки, анализа музыкальных произведений у студентов театральных, библиотечных, хореографических специализаций. Ее лекции отличались особой эмоциональностью и динамичностью.
Более 10 лет на кафедре работал композитор Олег Яковлевич Ниренбург, доцент, член Союза композиторов России, преподававший в Свердловском УКП.
В 1987-2017 гг. трудилась на кафедре Галина Борисовна Крыжановская. Опытный методист, она вела курсы сольфеджио, гармонии, полифонии, теории музыки; совмещала педагогическую работу с заведованием кабинетом музыки. Благодаря ее усилиям и энтузиазму заметно пополнились фонды звукозаписей.
В течение ряда лет с кафедрой плодотворно сотрудничала в качестве научного консультанта и научного руководителя соискателей и аспирантов зав. кафедрой теории музыки, профессор, проректор Новосибирской гос. консерватории Татьяна Степановна Сорокина. Под ее руководством преподаватели кафедры истории и теории музыки ЧГИК С.В. Черевань и О.Ф.Ширяева защитили кандидатские диссертации.
С конца 1980-х гг. состав кафедры значительно обновился. Ольга Анатольевна Гумерова, выпускница Саратовской гос. консерватории им. Л. Собинова (до 1987 г. - как совместитель, с 1990 г. – в штате) представляет редкое сочетание организованности, ответственности, трудоспособности с высочайшим профессионализмом, универсальностью знаний, тщательностью в проработке любой проблемы, как научной, так и педагогической. Участник ряда исследований, автор четырех монографий, многочисленных научных и публицистических статей, научно-методических материалов. Является доцентом кафедры, в 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики «Бури и натиска» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. Решением ВАК в том же году присуждена степень кандидата искусствоведения. В течение многих лет была председателем НИРС исполнительского факультета, руководителем музыкально-исторического кружка «Камерата». Под руководством О.А.Гумеровой защищена кандидатская диссертация О.Л.Юровской «Духовные стихи песенной традиции калужских и пензенских переселенцев Челябинской области» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. О.А.Гумерова ведёт курсы музыкальной формы, истории музыки (зарубежной) и современной музыки на всех музыкальных специализациях.
Татьяна Юрьевна Шкербина - выпускница Уральской гос. консерватории, композитор (класс профессора А.Н.Нименского), имеет учёное звание профессора, является членом Союза композиторов России, председателем Челябинского отделения Союза композиторов России (с 2011 по настоящее время), лауреатом всероссийских и международных конкурсов композиторов. Преподавая в вузе, разработала курс «Музыкальная информатика». Великолепно сочетает деятельность преподавателя с активной творческой, концертной работой. Постоянный организатор фестивалей, пленумов, творческих встреч, конференций. Вносит огромный вклад в становление и развитие молодых кадров.
Светлана Владимировна Черевань - выпускница Уральской гос. консерватории, музыковед. Успешно закончила аспирантуру Новосибирской гос.консерватории, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии в философско-художественном контексте эпохи» (1998, научный руководитель - профессор Т. С. Сорокина), доцент кафедры, член секции критики при СТД. Глубокий и тонкий исследователь, чуткий преподаватель, активно использует в своей работе творческий аспект. Автор монографии и учебного пособия «Комплексный анализ музы-кального произведения для флейты и фортепиано В. Наговицина» (2016, рекомендовано на сайте Московского гос. института им. А.Г. Шнитке, наряду с базовыми учебниками). С.В.Черевань добросовестно выполняет общественную работу, длительное время является профоргом кафедры, ответственная за научно-исследовательскую работу студентов по кафедре. Ее студенты неоднократно побеждали в конкурсах научных работ.
Свой вклад внесли Елена Ивановна Морозова (специалист в области современной музыкальной культуры), Сергей Юрьевич Бантуров (по своему образованию – композитор, ведущий теоретические предметы).
Ольга Федоровна Ширяева, выпускница Алматинской гос.консерватории, работает на кафедре с 1998 года. Являясь соискателем Новосибирской гос.консерватории, защитила кандидатскую диссертацию в 2004 г. на тему «Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ веков» (науч.рук. - профессор Т. С. Сорокина), доцент, автор 2 монографий, активно занимается изучением музыкального творчества композиторов Челябинска, член челябинского отделения Союза композиторов России, ведущая концертных мероприятий. В 2008-2010 гг. и с 2022 г. является заведующим кафедрой истории и теории музыки.
С 2000 года на кафедре работал Алан Рудольфович Кузьмин. Выпускник Уральской гос. консерватории по классу композиции (1999 г., класс А. Н. Нименского), закончил аспирантуру данной консерватории (2001, творческий руководитель – профессор А. Н. Нименский). Сейчас А.Р.Кузьмин – профессор, лауреат международных и всероссийских конкурсов композиторов, член Союза композиторов России, с 2021 года - заведующий кафедрой композиции Уральской гос. консерватории, продолжает активное сотрудничество с нашим вузом.
Преподаватели Т.М. Синецкая, О.А. Гумерова, Т. Ю. Шкербина, С. В. Черевань, О.Ф. Ширяева работают на кафедре в настоящее время.
Выпускники кафедры
Дополнительная информация
Первыми (и единственными) студентами на специализации «Музыковедение» в 1971 г. на дневном отделении стали 9 человек, на заочном – 5 человек. География приёма была обширной: Челябинск, Магнитогорск, Свердловск, Пермь, Оренбург, Харьков и другие города. Очень высоким был качественный состав. Его ядро составляли выпускники теоретических и фортепианных отделений музыкальных училищ с «красными» (отличными) дипломами. Большинство выпускников работают по выбранной специальности. Так, А. Чернышова, как уже говорилось, стала ведущим преподавателем нашего вуза (1977 – 1999); Л. Барковская – зав. кафедрой теории музыки у учащихся среднего звена Магнитогорской гос. консерватории; Л. Минц – преподаватель музыкального училища г. Екатеринбурга; И. Федосеева – преподаватель музыкального училища г. Перми; Т. Тимофеева – директор школы искусств г. Златоуста; Л. Заркина – ведущий музыковед Челябинского концертного объединения, засл. работник культуры РФ.
Направления подготвоки
Профессорско-преподавательский состав
Гумерова Ольга Анатольевна
Доцент
Краснопольская Марина Юрьевна
Доцент, Представитель профильной организации (работодатель)
Синецкая Татьяна Михайловна
Профессор
Ширяева Ольга Фёдоровна
Доцент, Заведующий кафедрой, Преподаватель, Преподаватель высшей категории детской школы искусств
Шкербина Татьяна Юрьевна
Профессор
Юровская Ольга Леонидовна
Доцент