Загрузка


Свежие выпуски газеты АКАДЕМ городок


Северное лето. В Челябинске представили костюмы в стиле фолк-модерн


В Челябинском институте культуры открылась выставка самобытного художника-модельера Татьяны Бердниковой.
Экспозиция проходит в рамках программы Х Международных «Лазаревских чтений» «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: игровой универсум традиции». 2022 год – самое благоприятное время (потому что он объявлен в России Годом национальных культур) для проведения мероприятий памяти известного и почитаемого челябинского ученого, филолога, фольклориста, литературоведа Александра Лазарева.

В тонких текстильных и временных переплетениях
Современные костюмы в народном стиле, текстильные аксессуары и лоскутная графика — удивительным образом все это великолепие вписалось в книжный интерьер научной библиотеки института культуры. Предметы искусства распределились по всем залам, не навязываясь, а деликатно наполнив национальным колоритом атмосферу научного храма. Посетители, знакомясь с творчеством Татьяны Бердниковой, приходят в полный восторг. Как это красиво, безупречно, тонко и изящно! И как радуется глаз!
На самом деле Татьяна Ивановна, согласно диплому, инженер-строитель. Но в творчестве она больше тридцати лет, и язык не повернется назвать ее любителем. Погрузившись в мир текстильных лоскутов, она столько всего прочитала, изучила, узнала о традициях искусства, что легко могла бы написать не одну диссертацию. Другой вопрос, надо ли ей это, когда так интересно возрождать, приводить в соответствие со временем, создавать собственными руками каждый свой шедевр, а потом предъявлять его людям, чтобы оценили, как в настоящем выглядит то, что придумано в прошлом.

Архаика и перспектива
– Я вчера смотрел ее работы и думал, как это назвать, – сказал на открытии выставки и.о. ректора ЧГИК, профессор, доктор культурологи Сергей Синецкий. – Я же ученый, мой мозг работает в определенном направлении, мне нужно все формализовать. И я для себя обозначил этот стиль современным таким словом «фолк-модерн». Это не архаика, не каменный век, а как раз то инновационное, что сочетает и погружает нас, с одной стороны, в традицию, а с другой стороны, показывает перспективу. И для молодежи это интересно, вот что важно. В этом сочетании наша традиция, наша история и будет развиваться.
– Выставка называется «Северное лето», потому что сама по себе интонация творчества Татьяны Ивановны, она такая благородно-романтическая. Вроде бы не вяжется с бодрыми «валенки, валенки», но вместе с тем очень и очень традиционная, – продолжила выступления доцент кафедры истории, музеологии и документоведения Ирина Андреева. — Татьяне Ивановне всегда хотелось творчества, она стремилась раздвинуть границы своего мира. И сегодня ее длинный послужной список говорит о безусловном признании. Я открою большой секрет: мы отослали несколько фотографий ее работ в Московский музей-заповедник «Коломенское». И она примет участие в выставке, посвященной Аркаиму и архаической культуре Южного Урала, которая пройдет ближайшим летом.
– Художники-модельеры обращаются к традициям, потому что они увидели, что это ценность, – считает заведующая отделом областного Центра народного творчества Елена Артюшкина. — Сделать из традиции авторство — это сложно. Увидеть свои изделия в другом пространстве очень важно. На самом деле ее работы впишутся в любое пространство, чтобы донести до зрителя эту ценность.

И в пир, и в мир
Среди выставочных работ Татьяны Бердниковой есть два костюма, которые не сказать, что очень отличаются от стилистики основной экспозиции, но все-таки имеют особый колорит. Наряды «Калица» и «Гиперборея» выполнены специально для Елены Щетинкиной, одной из самых известных и ярких челябинских художников.
– Мы дружим творчески много лет, – рассказывает Елена Александровна. – В отличие от Татьяны Ивановны, я люблю контрасты. И я прошу сделать что-нибудь яркое. У нее появляется новая грань творчества. И это прекрасно. В костюме «Гиперборея» в 2019 году я представляла свою персональную выставку в Москве. Там все были восхищены! А я говорю: «А вы думаете, только в Москве бывают кутюры?» И с гордостью называю имя автора. Где бы я ни появлялась в одежде от Татьяны Бердниковой, тут же привлекаю всеобщее внимание. Расскажу случай в Казани. Я шла в длинной юбке из серии «Северное лето» по базару. На меня посмотрели и говорят: «Вы не наша, вы откуда-то из другого места». Вот так я завоевала популярность на казанском базаре. А это уже народное искусство, народ восторженно это принимает. А я ее достойно представляю. Очень интересное, плотное сотрудничество у нас происходит. Ни с кем из художников у меня такого нет. Я учусь изысканному вкусу у Татьяны Ивановны.

Такое счастье — найти себя
– Я на самом деле люблю растяжку тональности, – рассказывает Татьяна Бердникова. – Я наслаждаюсь палитрой плавного перехода, соединением холодных и теплых тонов. И вдруг встреча с Еленой Александровной. Она открыла во мне какую-то новую страницу, и мне сегодня нравится работать с цветами «вырви глаз». Когда идет знакомство с человеком, у которого совсем другое видение, происходит взаимное обогащение. Мне интересно то, что я делаю, от начала до конца. Я не могу эту работу поставить на поток. Даже если я рисую эскиз, изделие не получается точной копией. Это чистая импровизация. Знаменитый модельер Кристиан Диор говорил: «Что бы я ни видел вокруг, о чем бы я ни думал, у меня все превращается в платье». Так же и у меня. Говорят, счастлив тот человек, который найдет свое дело. Я это знаю по себе. Всегда есть идеи и желание, ищешь время для воплощения. И, если эта выставка вдохновит кого-то, разбудит творческое воображение, я буду очень рада.

Ирина Дурманова. По материалам газеты «Вечерний Челябинск», 10 марта 2022 года
 


Другие видео: