Реставраторы Публичной библиотеки раскрыли тайны переплетчиков прошлого
Распечатать Просмотров: 64Знаете ли вы, как выглядят редкие книги, пережившие несколько исторических эпох? Показываем закулисье работы сотрудников Регионального центра консервации библиотечных фондов ЧОУНБ и этапы восстановления уникального издания XIX в. «Маргарит».
«Маргарит» (с греческого переводится как «жемчужины») – византийский и древнерусский сборники слов святителя Иоанна Златоуста, не имеющие строго определенного содержания.
Работа с такой большеформатной церковной книгой продолжается уже более 3 месяцев. Высота крышек у документа религиозного содержания под названием «Маргарит» составляет 38 см, ширина 24, а толщина книги – 13 см. К слову, издание хранится в редком фонде ЧОУНБ.
По типу переплета и печати книгу можно отнести к концу XIX в. Издание печатное, состоит из более чем 600 страниц, блок сшит на шнурах и находится в цельнокрытом кожаном переплете на дубовых крышках. На корешке (частично обрушенном) просматривается название книги – «Маргарит».
«Блок до реставрации был не поврежден, однако переплет претерпел сильные удары времени. Кожа сильно истерлась и местами осыпалась, отчего переплет потерял часть тиснения с растительным мотивом. Задняя деревянная крышка была проломлена напополам. Замочки, важный элемент конструкции – отсутствовали, ответы (так называют места, куда крепится замочек) сохранились, однако один был поврежден, его дальнейшее сохранение было нецелесообразно», – рассказывает заведующая Регионального центра консервации Татьяна Шапкина.
Когда специалисты впервые увидели «Маргарит», книгу, пережившую две войны, перемещения, воинствующий атеизм и прочие невзгоды, лежавшую в плачевном состоянии, однако идеально сохранившую самое главное – свой текст, то решили ее восстановить во чтобы то ни стало и бросили все силы на изучение латунных замков в старинных переплетах.
И вот прошли месяцы изучения конструкций книг того века. Как это делали? Как это крепили? Зачем крышки сточены вовнутрь? На все эти вопросы предстояло ответить научным книгам и московским коллегам – экспертам-реставраторам. Ведь каждый элемент, форма и крепление имеют смысл – несколько веков назад, при работе над книгой, переплетчики не просто помещали блок в обложку, они создавали произведение искусства, такое, которое может пройти сквозь века и донести потомкам религиозные истины.
Если с блоком «Маргарита» было все более-менее ясно, то с замочками вышла заминка. Как их делают – не знал никто из реставраторов ЧОУНБ. На помощь пришел Максим Малых, уральский специалист-реставратор из Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского.
С начала 2020 г. началась активная подготовка к самому важному событию в РЦКБФ за годы многолетней практики. Обучение изготовлению латунных замков приблизило сотрудников к «золотой верхушке» реставрации, ведь такие знания являются уникальными и очень узкоспецифическими.
Работа планировалась обширная и непростая.
Первым затруднением стала реставрация дубовых досок (напомним, из них изготовлены переплетные крышки книги).
Самостоятельно восстановить их специалисты Публички не могли – не было ни материалов, ни понимания того, как это правильно делается. «Мы обратились к нашим коллегам реставраторам из Челябинского Музея искусств, и они с радостью согласились нам помочь. Виктор Чичиланов чаще всего реставрирует иконы, которые обрамляются деревом, поэтому ему были известны способы безопасного восстановления деревянных крышек книги», – рассказывает Татьяна.
Следующий этап работ очень важный – восстановление латунных замочков (с использованием формы, распространенной во времена создания книги). Ведь важно сохранить конструкцию и показать, как это было раньше.
И кстати, почему именно латунные замки? Почему не сталь или железо?
Латунь – это двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим компонентом является цинк. Основные свойства, за которые старинные мастера любили использовать этот металл при изготовлении книг – устойчивость к коррозии, пластичность при нагреве и относительно невысокая температура плавления. Однако одной из главных причин использования латуни была ее схожесть с золотом.
Теперь вы знаете почему часто на старинных книгах отсутствуют замочки – их попросту крали, считая драгоценным металлом.
Итак, специалисты вырезали образец замочка в натуральную величину, затем перенесли его очертания на латунь. Выпилили две пластинки с рисунком, и началась настоящая искусная работа.
«Прикоснувшись впервые инструментом к латуни, я ощутила, что металл очень податлив, однако непрост. Одно лишнее движение рукой и можно лишить замок важного завитка. Внимательность, четкость движений, концентрация, сила предплечий и спины – все эти качества очень важны при работе с латунью», – отмечает Татьяна.
При формировании замочка специалисты использовали гравер, придавая ему округлые линии, а сверлом проделывали дырки под латунные гвоздики (да, даже гвозди должны быть латунными!).
Пока одни занимались замками, другие восстанавливали кожаный корешок и крышки, а также реставрировали форзацы.
Самым опасным моментом, на котором может все оборваться, является загиб крючка для скрепления с ответом (он прибивается латунными гвоздями к книге). Ударишь чуть сильнее – и он сломан. И все придется начинать сначала. Ведь латунь не терпит ошибок и резких движений.
Спустя 4 дня усердной работы специалисты держали в руках два латунных замочка, которые блестели как золото! Однако это продолжалось недолго. Замки обязательно нужно было «протравить» (с помощью закалки и специального раствора), чтобы они выглядели старыми, иначе их новизна будет бросаться в глаза и портить общий вид издания.
Следующий шаг – присоединить замки к новым ремешкам, а ремешки прибить к крышкам. Для этого сотрудники РЦКБФ ходили в редкий фонд Публичной библиотеки – необходимо было изучить старинные книги и понять, как крепилась кожа на книгах с замочками.
Сейчас реставрация уникального издания XIX в. находится в завершающей стадии – корешок сдублирован, замочки на месте. Осталось восстановить утраты кожи на крышках, затонировать переплет и приклеить форзацы.
Уже совсем скоро читатели Челябинской областной универсальной научной библиотеки смогут своими глазами увидеть «Маргарит» и оценить кропотливую работу реставраторов библиотеки.
Челябинская областная универсальная научная библиотека благодарит Максима Малых, сотрудника Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского и Виктора Чичиланова, специалиста Челябинского музея изобразительных искусств, за консультации, обучение и практическую помощь во время работы над восстановлением издания.