В отделе краеведения представлена книжная выставка к 100-летию Эрнста Неизвестного
Распечатать Просмотров: 15Отдел краеведения Публичной библиотеки представляет выставку «Вся жизнь художника в его работах», посвященную жизни и творческому пути Эрнста Неизвестного, выдающегося скульптора, художника, графика и философа, родившегося в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), но получившего мировое признание.
Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в семье врача Иосифа Неизвестного и писательницы Беллы Дижур. В детстве и юности ему приходилось скрывать свое происхождение из-за того, что его отец был участником Белого движения, а дед – состоятельным купцом.
В школьные годы Эрнст посещал художественную студию Дворца пионеров и участвовал во всесоюзных конкурсах детского творчества. В 1939 году он поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны учебное заведение было эвакуировано в Самарканд, откуда молодой скульптор, несмотря на слабое здоровье, добровольно ушел на фронт.
Во время боевых действий Эрнст Иосифович получил тяжелое ранение, после чего долгое время передвигался на костылях и не мог заниматься скульптурой более года. После войны он преподавал черчение в военном училище в Свердловске. В 1946 году он поступил в Латвийскую государственную академию художеств в Риге, а в 1947 году продолжил обучение в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Работы Эрнста Неизвестного, созданные в годы его учебы, уже тогда становились экспонатами музеев. Книга Ю. К. Матафоновой «Эрнст Неизвестный: древо жизни» (2001), опубликованная на русском языке, является первым изданием, посвященным скульптору. В ней представлен обширный биографический, мемуарный и искусствоведческий материал, включая воспоминания Беллы Дижур.
Книга Юлии Константиновны «Эрнст Неизвестный» (2013), выпущенная в серии «Жизнь замечательных уральцев», продолжает исследование жизни и творчества художника. Слава Эрнста Неизвестного вышла за пределы многих стран и континентов, его произведения украшают общественные пространства различных государств. В издание включена статья Ирины Истратовой, опубликованная в журнале «Иностранная литература» (1989, № 1), которая стала первым материалом, появившимся в советской печати после эмиграции художника из СССР.
В экспозиции представлен очерк о жизни и творческом пути Эрнста Иосифовича, подготовленный Надеждой Анатольевной Капитоновой к 80-летию со дня рождения скульптора и размещенный в «Календаре знаменательных и памятных дат» за 2005 год. Данный материал также включен в четвертый том энциклопедии «Челябинская область» (2008).
Каждый посетитель выставки имеет возможность ознакомиться с жизнью и творчеством Эрнста Неизвестного, изучив первую книгу из серии «Верхнеуральские хроники». Издание представляет собой историко-краеведческое исследование, посвященное пребыванию семьи Неизвестных на Урале.
В книге Н. А. Капитоновой «Неизвестное о Неизвестном» (2007) содержится историко-географический анализ Верхнеуральска, его роли в истории России. Город, расположенный на границе Европы и Азии, сыграл ключевую роль в формировании личности и профессионального пути будущего скульптора. Издание содержит архивные материалы, фотографии, документы, а также литературные произведения Беллы Дижур, матери скульптора. Особое внимание уделено связям Эрнста Иосифовича с Южным Уралом, что освещается в двух главах книги: «Неизвестные в Верхнеуральске» и «Встреча желанная и долгожданная».
Семья Неизвестных проживала в Верхнеуральске с 1910 по 1917 год, однако, по некоторым данным, этот период мог быть более продолжительным. Дед скульптора, Моисей Неизвестный, занимался издательской деятельностью, владел типографией и переплетной мастерской, а также, возможно, производством мебели. Отец и дядья Эрнста Неизвестного обучались в городском реальном училище.
В 2003 году в музее Верхнеуральска была организована выставка работ Эрнста Неизвестного. Одна из скульптур была передана музею в дар. Обозреватель газеты «Челябинский рабочий» Айвар Валеев включил эту экспозицию в список десяти главных событий года.
Челябинский предприниматель Михаил Петров оказал содействие в поиске коллекции бронзовых работ и рисунков Эрнста Неизвестного, утраченной на Урале. В этом процессе активное участие приняла газета «Челябинский рабочий».
Белла Дижур, мать скульптора и известная детская писательница, неоднократно посещала Челябинск для участия в литературных мероприятиях и праздниках книги. В течение нескольких лет в Государственном историческом музее Южного Урала (в то время Краеведческом музее) хранились макеты будущего памятника «Маски скорби», посвященного теме политических репрессий 1930-х годов в СССР. Эти макеты были созданы в Екатеринбурге, но их хранение в этом городе, по словам Владимира Богдановского, было затруднено.
Челябинская областная картинная галерея в 2003 году открыла выставку работ Эрнста Неизвестного. Скульптуры, представленные в экспозиции, такие как «Шаг», «Танец», «Падающий», «Человек кричащий» и «Два лица», в полной мере раскрывают концепцию Эрнста Неизвестного. Эти произведения отражают состояние и мысли человека XX века, отчужденного кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. В реальных формах человеческого тела художник выражает уникальное бытие внутренней жизни, связанное с поиском смысла существования и духовными кризисами.
Гостям выставки предоставляется прекрасная возможность ознакомиться с иллюстрациями работ Эрнста Иосифовича, представленных в Челябинске и позже опубликованных в каталоге Челябинской областной картинной галереи «Эрнст Неизвестный: скульптура, графика» (2003), который также экспонируется на выставке.
Эрнст Неизвестный не оставил мемуаров. Отсутствуют как эмоциональные, так и лирические высказывания скульптора. О внутреннем мире мастера, особенно в переломные моменты его жизни, можно лишь предполагать или искать ответ в его произведениях, таких как скульптуры 1970-х годов «Бертран де Борн» (1970) и «Распятый гигант» (1971–1975). Также целесообразно обратить внимание на воспоминания людей, близких к скульптору.
В 2023 году сотрудниками Художественного музея Эрнста Неизвестного, расположенного в Екатеринбурге, было подготовлено к публикации издание под названием «Лицо без маски». В сборник вошли мемуары художников Виталия Воловича, Бориса Жутовского и Елены Елагиной, президента Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирины Антоновой, коллекционера Феликса Комарова, архитектора Камиля Козаева, общественного деятеля Ольги Зиновьевой, историка и переводчика Ирины Зориной-Карякиной. Предисловие к изданию написала биограф Эрнста Неизвестного, журналист Юлия Матафонова.
Дополним, работа экспозиции «Вся жизнь художника в его работах» продлится до 30 апреля в отделе краеведения Публичной библиотеки (читальный зал № 8, 2-й этаж).
В школьные годы Эрнст посещал художественную студию Дворца пионеров и участвовал во всесоюзных конкурсах детского творчества. В 1939 году он поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны учебное заведение было эвакуировано в Самарканд, откуда молодой скульптор, несмотря на слабое здоровье, добровольно ушел на фронт.
Во время боевых действий Эрнст Иосифович получил тяжелое ранение, после чего долгое время передвигался на костылях и не мог заниматься скульптурой более года. После войны он преподавал черчение в военном училище в Свердловске. В 1946 году он поступил в Латвийскую государственную академию художеств в Риге, а в 1947 году продолжил обучение в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова и на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Работы Эрнста Неизвестного, созданные в годы его учебы, уже тогда становились экспонатами музеев. Книга Ю. К. Матафоновой «Эрнст Неизвестный: древо жизни» (2001), опубликованная на русском языке, является первым изданием, посвященным скульптору. В ней представлен обширный биографический, мемуарный и искусствоведческий материал, включая воспоминания Беллы Дижур.
Книга Юлии Константиновны «Эрнст Неизвестный» (2013), выпущенная в серии «Жизнь замечательных уральцев», продолжает исследование жизни и творчества художника. Слава Эрнста Неизвестного вышла за пределы многих стран и континентов, его произведения украшают общественные пространства различных государств. В издание включена статья Ирины Истратовой, опубликованная в журнале «Иностранная литература» (1989, № 1), которая стала первым материалом, появившимся в советской печати после эмиграции художника из СССР.
В экспозиции представлен очерк о жизни и творческом пути Эрнста Иосифовича, подготовленный Надеждой Анатольевной Капитоновой к 80-летию со дня рождения скульптора и размещенный в «Календаре знаменательных и памятных дат» за 2005 год. Данный материал также включен в четвертый том энциклопедии «Челябинская область» (2008).
Каждый посетитель выставки имеет возможность ознакомиться с жизнью и творчеством Эрнста Неизвестного, изучив первую книгу из серии «Верхнеуральские хроники». Издание представляет собой историко-краеведческое исследование, посвященное пребыванию семьи Неизвестных на Урале.
В книге Н. А. Капитоновой «Неизвестное о Неизвестном» (2007) содержится историко-географический анализ Верхнеуральска, его роли в истории России. Город, расположенный на границе Европы и Азии, сыграл ключевую роль в формировании личности и профессионального пути будущего скульптора. Издание содержит архивные материалы, фотографии, документы, а также литературные произведения Беллы Дижур, матери скульптора. Особое внимание уделено связям Эрнста Иосифовича с Южным Уралом, что освещается в двух главах книги: «Неизвестные в Верхнеуральске» и «Встреча желанная и долгожданная».
Семья Неизвестных проживала в Верхнеуральске с 1910 по 1917 год, однако, по некоторым данным, этот период мог быть более продолжительным. Дед скульптора, Моисей Неизвестный, занимался издательской деятельностью, владел типографией и переплетной мастерской, а также, возможно, производством мебели. Отец и дядья Эрнста Неизвестного обучались в городском реальном училище.
В 2003 году в музее Верхнеуральска была организована выставка работ Эрнста Неизвестного. Одна из скульптур была передана музею в дар. Обозреватель газеты «Челябинский рабочий» Айвар Валеев включил эту экспозицию в список десяти главных событий года.
Челябинский предприниматель Михаил Петров оказал содействие в поиске коллекции бронзовых работ и рисунков Эрнста Неизвестного, утраченной на Урале. В этом процессе активное участие приняла газета «Челябинский рабочий».
Белла Дижур, мать скульптора и известная детская писательница, неоднократно посещала Челябинск для участия в литературных мероприятиях и праздниках книги. В течение нескольких лет в Государственном историческом музее Южного Урала (в то время Краеведческом музее) хранились макеты будущего памятника «Маски скорби», посвященного теме политических репрессий 1930-х годов в СССР. Эти макеты были созданы в Екатеринбурге, но их хранение в этом городе, по словам Владимира Богдановского, было затруднено.
Челябинская областная картинная галерея в 2003 году открыла выставку работ Эрнста Неизвестного. Скульптуры, представленные в экспозиции, такие как «Шаг», «Танец», «Падающий», «Человек кричащий» и «Два лица», в полной мере раскрывают концепцию Эрнста Неизвестного. Эти произведения отражают состояние и мысли человека XX века, отчужденного кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. В реальных формах человеческого тела художник выражает уникальное бытие внутренней жизни, связанное с поиском смысла существования и духовными кризисами.
Гостям выставки предоставляется прекрасная возможность ознакомиться с иллюстрациями работ Эрнста Иосифовича, представленных в Челябинске и позже опубликованных в каталоге Челябинской областной картинной галереи «Эрнст Неизвестный: скульптура, графика» (2003), который также экспонируется на выставке.
Эрнст Неизвестный не оставил мемуаров. Отсутствуют как эмоциональные, так и лирические высказывания скульптора. О внутреннем мире мастера, особенно в переломные моменты его жизни, можно лишь предполагать или искать ответ в его произведениях, таких как скульптуры 1970-х годов «Бертран де Борн» (1970) и «Распятый гигант» (1971–1975). Также целесообразно обратить внимание на воспоминания людей, близких к скульптору.
В 2023 году сотрудниками Художественного музея Эрнста Неизвестного, расположенного в Екатеринбурге, было подготовлено к публикации издание под названием «Лицо без маски». В сборник вошли мемуары художников Виталия Воловича, Бориса Жутовского и Елены Елагиной, президента Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирины Антоновой, коллекционера Феликса Комарова, архитектора Камиля Козаева, общественного деятеля Ольги Зиновьевой, историка и переводчика Ирины Зориной-Карякиной. Предисловие к изданию написала биограф Эрнста Неизвестного, журналист Юлия Матафонова.
Дополним, работа экспозиции «Вся жизнь художника в его работах» продлится до 30 апреля в отделе краеведения Публичной библиотеки (читальный зал № 8, 2-й этаж).
Ольга Скребкова, библиотекарь отдела краеведения ЧОУНБ
Фото: Азиза Аишева, пресс-секретарь ЧОУНБ
Фото: Азиза Аишева, пресс-секретарь ЧОУНБ