В ЧГИК обсудили передовые отечественные и зарубежные инклюзивные практики в работе учреждений культуры
Распечатать Просмотров: 4131 октября и 1 ноября 2024 года в Челябинском государственном институте культуры проходил Международный семинар-практикум «Инклюзивные практики в работе учреждений культуры».
На протяжении двух дней руководители и сотрудники музеев, библиотек, детских школ искусств, педагоги в сфере дополнительного и высшего образования обсуждали передовой опыт реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Обобщали передовые педагогические и креативные инклюзивные методики и практики работы с людьми с ОВЗ в учреждениях культуры.
Всего в работе семинара-практика приняло участие 18 спикеров и ведущих мастер-классов из России, Индии, Шри-Ланки, Казахстана, среди которых директора и педагоги вузов, средних профессиональных ОУ и учреждений дополнительного образования, руководители и специалисты музеев и библиотек. Мероприятие обьединило более двухсот участников. Организатор и ведущая мероприятия – Ирина Михайловна Баштанар, проректор по учебной и воспитательной работе ЧГИК, кандидат педагогических наук, доцент.
С приветственным словом к участникам обратился ректор института, доктор культурологии, профессор Сергей Борисович Синецкий; с видеоприветствием выступил Мунджал Гириш, кандидат филологических наук, заведующий секцией русского языка кафедры славянских и финно-угорских исследований Делийского университета (Индия). Торжественное открытие семинара-практикума завершилось творческим номером «Семечки Сенечке» театрализованного коллектива областного центра дополнительного образования детей «Театр. Равные возможности» под руководством Светланы Станиславовны Орловой.
Пленарную часть мероприятия открыла председатель Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Челябинской области, заместитель председателя Комиссии по социальной политике Общественной палаты Челябинской области, кандидат психологических наук Наталья Георгиевна Кутепова с докладом «Ценностно-смысловые ориентиры организации инклюзивного дополнительного образования и инклюзивной среды в учреждениях культуры для детей и взрослых с инвалидностью».
Руководитель театра современного танца «Версия» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Светлана Станиславовна Орлова провела мастер-класс, раскрывающий особенности обучения основам лексики русского танца детей с ментальными особенностями развития на занятиях по хореографии.
Директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, доктор культурологии, заслуженный работник культуры Российской Федерации Юрий Эдуардович Комлев выступил с докладом на тему «Зачем искусство трогать руками: из опыта работы Оренбургского музея изобразительных искусств».
Достаточно внимания было уделено обсуждению реализации концепции инклюзии в практике работы современных библиотек.
Директор Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых Кристина Владимировна Пименова раскрыла содержание крупного инклюзивного проекта «Незримое кино», который реализуется библиотекой совместно с АНО «Креативные индустрии Урала», показав его значение для развития инклюзии в Уральском регионе.
Выступление заведующей организационно-методическим отделом Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых Галины Александровны Членовой на тему «Музыка по Брайлю, или методика изучения нотной грамоты детьми с нарушением зрения» включало мастер-класс Марии Александровны Шалинцевой, председателя Челябинской местной организации «Всероссийское общество слепых», руководителя инклюзивного коллектива «Микс», клуба «Наше место», педагога нотной грамоты по системе Брайля.
Обучению детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования также был посвящён доклад преподавателя МБОУ ДО «Детская школа искусств № 2» города Челябинска, заслуженного работника культуры и искусства Челябинской области Людмилы Александровны Дробнис, которая рассказала о визуальном расписании как эффективном методе обучения ребенка с ОВЗ в детской школе искусств, об особенностях организации музыкальных занятий для детей с расстройством аутистического спектра. Выступление включало обзор основных разделов визуального расписания, теоретические выкладки и практические рекомендации, сопровождавшиеся музыкальными примерами.
Выступление преподавателя высшей категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 5» города Челябинска Елены Вячеславовны Сафиной «Особенности организации урока фортепиано с детьми с ОВЗ на начальном этапе обеспечения» сопровождалось показом упражнений, применяемых в процессе урока.
Заместитель директора по воспитательной работе Первоуральского металлургического колледжа, преподаватель по вокалу областного инклюзивного арт-слёта «Отражение» Инновационного культурного центра г. Первоуральска, Надежда Владимировна Глинских рассказала об опыте работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях проведения занятий по вокалу с людьми с особенностями развития, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями, поделилась практическими рекомендациями, которые сопровождались видео с упражнениями.
Первый день мероприятия завершился докладом директора АНО «Добрые друзья» Ирины Владимировны Чинасовой о современной рок-культуре как технологии формирования социальных и коммуникативных навыков у подростков и молодых людей с ментальной инвалидностью.
Во второй день Международного семинара-практикума «Инклюзивные практики в работе учреждений культуры» прошел цикл мастер-классов, гости мероприятия смогли посмотреть видеовыступления практиков сферы культуры, работающих с людьми с инвалидностью и ОВЗ.
С особым восторгом участники мероприятия принимали участие в работе мастерской по канистерапии. Директор АНО Центр канистерапии «Хвостатый ангел» Павел Николаевич Андращук провел мастер-класс «Возможности применения метода канистерапии при организации досуговой деятельности детей в группах» с участием собаки-терапевта по клички Бен. Бен имеет навыки поиска предметов, обладает разнообразными навыками общения с детьми и взрослыми. Были показаны элементы специальной подготовки собаки-терапевта и цирковые элементы в ее исполнении.
Познавательными и насыщенными стали видеодоклады, посвященные работе музеев с людьми с ОВЗ.
Директор Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана, доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры Азербайджана Алла Байрамова рассказала об инклюзивности в работе азербайджанских музеев, а также об инклюзивных проектах, создании доступной среды для посетителей с ограниченными возможностями здоровья в Государственном музее музыкальной культуры Азербайджана.
Главный редактор Национальной энциклопедии Шри-Ланки, доктор исторических наук, Ранджана Девамитра Сенасингхе выступил с видео докладом на тему «Государственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Николая Алексеевича Островского как место моральной поддержки людей с ограниченными физическими возможностями».
Директор Дома-музея Павла Васильева г. Павлодар (Республика Казахстан) Закия Саясатовна Мерц выступила с видеодокладом на тему «Сохранение историко-культурного наследия и формирование инклюзивной среды (из опыта работы Дома-музея Павла Васильева)».
Заключительный мастер-класс на тему «Радуга расплавленного воска» с сурдопереводом провела Ирина Николаевна Бердникова, заведующая сектором редкой книги Научной библиотеки ЧГИК. Магистрантка 1 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» ЧГИК Эльвина Рафкатовна Абдуллина сопровождала мастер-класс сурдопереводом.
Все выступающие согласились с тем, что инклюзия в учреждениях культуры требует постоянного и планомерного поиска новых путей, форм и методов, активного внедрения инноваций в содержание и технологии воспитания, обучения, взаимодействия.
Всего в работе семинара-практика приняло участие 18 спикеров и ведущих мастер-классов из России, Индии, Шри-Ланки, Казахстана, среди которых директора и педагоги вузов, средних профессиональных ОУ и учреждений дополнительного образования, руководители и специалисты музеев и библиотек. Мероприятие обьединило более двухсот участников. Организатор и ведущая мероприятия – Ирина Михайловна Баштанар, проректор по учебной и воспитательной работе ЧГИК, кандидат педагогических наук, доцент.
С приветственным словом к участникам обратился ректор института, доктор культурологии, профессор Сергей Борисович Синецкий; с видеоприветствием выступил Мунджал Гириш, кандидат филологических наук, заведующий секцией русского языка кафедры славянских и финно-угорских исследований Делийского университета (Индия). Торжественное открытие семинара-практикума завершилось творческим номером «Семечки Сенечке» театрализованного коллектива областного центра дополнительного образования детей «Театр. Равные возможности» под руководством Светланы Станиславовны Орловой.
Пленарную часть мероприятия открыла председатель Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Челябинской области, заместитель председателя Комиссии по социальной политике Общественной палаты Челябинской области, кандидат психологических наук Наталья Георгиевна Кутепова с докладом «Ценностно-смысловые ориентиры организации инклюзивного дополнительного образования и инклюзивной среды в учреждениях культуры для детей и взрослых с инвалидностью».
Руководитель театра современного танца «Версия» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Светлана Станиславовна Орлова провела мастер-класс, раскрывающий особенности обучения основам лексики русского танца детей с ментальными особенностями развития на занятиях по хореографии.
Директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, доктор культурологии, заслуженный работник культуры Российской Федерации Юрий Эдуардович Комлев выступил с докладом на тему «Зачем искусство трогать руками: из опыта работы Оренбургского музея изобразительных искусств».
Достаточно внимания было уделено обсуждению реализации концепции инклюзии в практике работы современных библиотек.
Директор Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых Кристина Владимировна Пименова раскрыла содержание крупного инклюзивного проекта «Незримое кино», который реализуется библиотекой совместно с АНО «Креативные индустрии Урала», показав его значение для развития инклюзии в Уральском регионе.
Выступление заведующей организационно-методическим отделом Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых Галины Александровны Членовой на тему «Музыка по Брайлю, или методика изучения нотной грамоты детьми с нарушением зрения» включало мастер-класс Марии Александровны Шалинцевой, председателя Челябинской местной организации «Всероссийское общество слепых», руководителя инклюзивного коллектива «Микс», клуба «Наше место», педагога нотной грамоты по системе Брайля.
Обучению детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования также был посвящён доклад преподавателя МБОУ ДО «Детская школа искусств № 2» города Челябинска, заслуженного работника культуры и искусства Челябинской области Людмилы Александровны Дробнис, которая рассказала о визуальном расписании как эффективном методе обучения ребенка с ОВЗ в детской школе искусств, об особенностях организации музыкальных занятий для детей с расстройством аутистического спектра. Выступление включало обзор основных разделов визуального расписания, теоретические выкладки и практические рекомендации, сопровождавшиеся музыкальными примерами.
Выступление преподавателя высшей категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 5» города Челябинска Елены Вячеславовны Сафиной «Особенности организации урока фортепиано с детьми с ОВЗ на начальном этапе обеспечения» сопровождалось показом упражнений, применяемых в процессе урока.
Заместитель директора по воспитательной работе Первоуральского металлургического колледжа, преподаватель по вокалу областного инклюзивного арт-слёта «Отражение» Инновационного культурного центра г. Первоуральска, Надежда Владимировна Глинских рассказала об опыте работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об особенностях проведения занятий по вокалу с людьми с особенностями развития, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями, поделилась практическими рекомендациями, которые сопровождались видео с упражнениями.
Первый день мероприятия завершился докладом директора АНО «Добрые друзья» Ирины Владимировны Чинасовой о современной рок-культуре как технологии формирования социальных и коммуникативных навыков у подростков и молодых людей с ментальной инвалидностью.
Во второй день Международного семинара-практикума «Инклюзивные практики в работе учреждений культуры» прошел цикл мастер-классов, гости мероприятия смогли посмотреть видеовыступления практиков сферы культуры, работающих с людьми с инвалидностью и ОВЗ.
С особым восторгом участники мероприятия принимали участие в работе мастерской по канистерапии. Директор АНО Центр канистерапии «Хвостатый ангел» Павел Николаевич Андращук провел мастер-класс «Возможности применения метода канистерапии при организации досуговой деятельности детей в группах» с участием собаки-терапевта по клички Бен. Бен имеет навыки поиска предметов, обладает разнообразными навыками общения с детьми и взрослыми. Были показаны элементы специальной подготовки собаки-терапевта и цирковые элементы в ее исполнении.
Познавательными и насыщенными стали видеодоклады, посвященные работе музеев с людьми с ОВЗ.
Директор Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана, доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры Азербайджана Алла Байрамова рассказала об инклюзивности в работе азербайджанских музеев, а также об инклюзивных проектах, создании доступной среды для посетителей с ограниченными возможностями здоровья в Государственном музее музыкальной культуры Азербайджана.
Главный редактор Национальной энциклопедии Шри-Ланки, доктор исторических наук, Ранджана Девамитра Сенасингхе выступил с видео докладом на тему «Государственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Николая Алексеевича Островского как место моральной поддержки людей с ограниченными физическими возможностями».
Директор Дома-музея Павла Васильева г. Павлодар (Республика Казахстан) Закия Саясатовна Мерц выступила с видеодокладом на тему «Сохранение историко-культурного наследия и формирование инклюзивной среды (из опыта работы Дома-музея Павла Васильева)».
Заключительный мастер-класс на тему «Радуга расплавленного воска» с сурдопереводом провела Ирина Николаевна Бердникова, заведующая сектором редкой книги Научной библиотеки ЧГИК. Магистрантка 1 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» ЧГИК Эльвина Рафкатовна Абдуллина сопровождала мастер-класс сурдопереводом.
Все выступающие согласились с тем, что инклюзия в учреждениях культуры требует постоянного и планомерного поиска новых путей, форм и методов, активного внедрения инноваций в содержание и технологии воспитания, обучения, взаимодействия.