Интервью с режиссером, педагогом Гарольдом Стрелковым
Распечатать Просмотров: 31В Челябинском государственном институте культуры проходит работа лаборатории сказки «Мифологика» под руководством Гарольда Стрелкова - театрального режиссера, педагога, выпускника нашего вуза и выпускника мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. Ее участниками являются студенты факультета театра, кино и телевидения ЧГИК.
Накануне итогового показа работы лаборатории "Вывод" Алексей Юрьевич Мухин, заведующий кафедрой театрального искусства, встретился с режиссером Гарольдом Владимировичем Стрелковым и задал несколько вопросов:
– Вы закончили наш институт, и вот через столько лет вернулись сюда. Какие впечатления от вуза? От людей, которых вы здесь встретили?
Впечатления прекрасные! Хотя я студентов увидел только у себя на лаборатории, педагогов, кого-то я знаю ещё, что называется, по тому времени. Много новых. Есть мастодонты, конечно. Встреча с ректором подтвердила, что институт развивается и хочет дальше развиваться. Причем в разных направлениях. Но я уверен, что моё впечатление от института будет гораздо более подробным и глубоким, когда я познакомлюсь ближе со студентами. Про студентов могу сказать - контингент очень творческий.
– Вы вернулись в вуз через столько лет. Как вы восприняли институт?
Очень трепетно и эмоционально было мое возвращение в родные стены. Вот к двери подходишь, трепет, открываешь, читаешь учебный театр, трепет. Столько воспоминаний, столько всего. По лестничке спускаешься, помнишь, как ты вот тут, твоя тень тоже рядышком сбегает. Поднимаешься - это вообще столько переживаний!
- Как давно вы занимаетесь проектом «Лаборатория сказки» и почему вы решили погрузиться в эту тему?
В эпоху жизни в Санкт-Петербурге, тогда еще руководил Санкт-Петербургским театром Ленсовета. Я как руководитель театра на тот момент подумал, а что вообще есть в пространстве сказки в театре? И вообще, что у нас происходит с этим форматом? Потому что мы вроде знаем, что сказка – это что-то такое глубокое, серьезное. Но по большому счету все, что вокруг происходит, это все для детей. И, как правило, серьезный творческий человек, режиссер, не мечтает поставить сказку или что-то подобное. То есть это некий жанр, от которого обычно профессиональные деятели немножко отгораживаются. Потому что это вот. Студенты ставят. И второе – у меня как раз в этот период был такой в хорошем смысле кризис. Я... ну, разочарован был вообще в системе академического, психологического театра. Вот эти две вещи привели меня к сказке. И изучая формат сказки, понимая, что, действительно, там очень много всего интересного заложено, я столкнулся с двумя вещами. Что на данный момент не существует какого-то более-менее серьезного метода или технологии расшифровки сказки. Не интерпретаций, а именно погружения в смысл. Совместно с учеными Пропповского центра Санкт-Петербургского этнографического музея была проведена большая работа, и этот метод был придуман. С этого периода, как только был открыт метод, который повел за собой меня, человека театрального, был выработан взгляд на театр, каким он должен быть, и на актера в рамках этого направления. И с тех пор я этим занимаюсь. То есть это мое такое чаяние, моя сердечная боль, движение, путь. И, собственно, сказка в моей жизни ведет меня по своей дорожке.
- Лаборатория сказки под вашим руководством проходит не только в Челябинске...
Вообще проект называется театрально-исследовательский проект «Мифологика», который внутри себя имеет театр живой сказки. Мифологика – это некое исследовательское направление, к которо могут присоединяться любые люди. Кто угодно. И есть театр живой сказки. И первичный коллектив из трех человек, наша самая первая «мифологика», те, кто, действительно, в сказку углубился. И мы с ними провели просто какое-то колоссальное количество спектаклей, мастер-классов, лабораторий - в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Пскове, Сочи, Адлере. В Абхазии делали крупнейший фестиваль под эгидой президента Абхазии, сказочный, создали на территории Абхазии 14 новых театральных коллективов тогда. Нам говорят, а где вы можете играть? Мы говорим - везде. Вот у вас в кабинете можем. На лужайке можете? Можем. И на сцене можем. А сколько людей надо, зрителей? Все равно. То есть вот этот формат, и он очень подвижный, независимый от сложностей технических, давал нам возможность существовать везде. Потом крупная лаборатория была в МХАТе им. Горького, когда театром руководил Эдуард Бояков. И на данный момент самым большим для меня событием является то, что в прошлом году меня пригласил Московский городской педагогический университет набрать курс актеров драматического театра. Дальше научная деятельность, которая приведет, я надеюсь, к изданию учебника, который будет внедрен в систему сначала дополнительного образования, а потом и высшего.
– Гарольд Владимирович, а каковы перспективы нашего сотрудничества в будущем?
Прежде всего, сотрудничество с ЧГИК – реализация лаборатории, которая идет в настоящее время. Таких крупных лабораторий было не так много, когда 6 дней мы занимаемся по 4 часа и задействованы почти 200 студентов, 8 курсов. Это хорошее, большое начинание. И, конечно в рамках сотрудничества, издание методического пособия, а в дальнейшем – учебника по вопросам методики обучения, разработанной мной.
Друзья, приглашаем на закрытие лаборатории 27 сентября, 16 00, театр «Дебют»" (Орджоникидзе, 36а, корпус 3).
– Вы закончили наш институт, и вот через столько лет вернулись сюда. Какие впечатления от вуза? От людей, которых вы здесь встретили?
Впечатления прекрасные! Хотя я студентов увидел только у себя на лаборатории, педагогов, кого-то я знаю ещё, что называется, по тому времени. Много новых. Есть мастодонты, конечно. Встреча с ректором подтвердила, что институт развивается и хочет дальше развиваться. Причем в разных направлениях. Но я уверен, что моё впечатление от института будет гораздо более подробным и глубоким, когда я познакомлюсь ближе со студентами. Про студентов могу сказать - контингент очень творческий.
– Вы вернулись в вуз через столько лет. Как вы восприняли институт?
Очень трепетно и эмоционально было мое возвращение в родные стены. Вот к двери подходишь, трепет, открываешь, читаешь учебный театр, трепет. Столько воспоминаний, столько всего. По лестничке спускаешься, помнишь, как ты вот тут, твоя тень тоже рядышком сбегает. Поднимаешься - это вообще столько переживаний!
- Как давно вы занимаетесь проектом «Лаборатория сказки» и почему вы решили погрузиться в эту тему?
В эпоху жизни в Санкт-Петербурге, тогда еще руководил Санкт-Петербургским театром Ленсовета. Я как руководитель театра на тот момент подумал, а что вообще есть в пространстве сказки в театре? И вообще, что у нас происходит с этим форматом? Потому что мы вроде знаем, что сказка – это что-то такое глубокое, серьезное. Но по большому счету все, что вокруг происходит, это все для детей. И, как правило, серьезный творческий человек, режиссер, не мечтает поставить сказку или что-то подобное. То есть это некий жанр, от которого обычно профессиональные деятели немножко отгораживаются. Потому что это вот. Студенты ставят. И второе – у меня как раз в этот период был такой в хорошем смысле кризис. Я... ну, разочарован был вообще в системе академического, психологического театра. Вот эти две вещи привели меня к сказке. И изучая формат сказки, понимая, что, действительно, там очень много всего интересного заложено, я столкнулся с двумя вещами. Что на данный момент не существует какого-то более-менее серьезного метода или технологии расшифровки сказки. Не интерпретаций, а именно погружения в смысл. Совместно с учеными Пропповского центра Санкт-Петербургского этнографического музея была проведена большая работа, и этот метод был придуман. С этого периода, как только был открыт метод, который повел за собой меня, человека театрального, был выработан взгляд на театр, каким он должен быть, и на актера в рамках этого направления. И с тех пор я этим занимаюсь. То есть это мое такое чаяние, моя сердечная боль, движение, путь. И, собственно, сказка в моей жизни ведет меня по своей дорожке.
- Лаборатория сказки под вашим руководством проходит не только в Челябинске...
Вообще проект называется театрально-исследовательский проект «Мифологика», который внутри себя имеет театр живой сказки. Мифологика – это некое исследовательское направление, к которо могут присоединяться любые люди. Кто угодно. И есть театр живой сказки. И первичный коллектив из трех человек, наша самая первая «мифологика», те, кто, действительно, в сказку углубился. И мы с ними провели просто какое-то колоссальное количество спектаклей, мастер-классов, лабораторий - в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Пскове, Сочи, Адлере. В Абхазии делали крупнейший фестиваль под эгидой президента Абхазии, сказочный, создали на территории Абхазии 14 новых театральных коллективов тогда. Нам говорят, а где вы можете играть? Мы говорим - везде. Вот у вас в кабинете можем. На лужайке можете? Можем. И на сцене можем. А сколько людей надо, зрителей? Все равно. То есть вот этот формат, и он очень подвижный, независимый от сложностей технических, давал нам возможность существовать везде. Потом крупная лаборатория была в МХАТе им. Горького, когда театром руководил Эдуард Бояков. И на данный момент самым большим для меня событием является то, что в прошлом году меня пригласил Московский городской педагогический университет набрать курс актеров драматического театра. Дальше научная деятельность, которая приведет, я надеюсь, к изданию учебника, который будет внедрен в систему сначала дополнительного образования, а потом и высшего.
– Гарольд Владимирович, а каковы перспективы нашего сотрудничества в будущем?
Прежде всего, сотрудничество с ЧГИК – реализация лаборатории, которая идет в настоящее время. Таких крупных лабораторий было не так много, когда 6 дней мы занимаемся по 4 часа и задействованы почти 200 студентов, 8 курсов. Это хорошее, большое начинание. И, конечно в рамках сотрудничества, издание методического пособия, а в дальнейшем – учебника по вопросам методики обучения, разработанной мной.
Друзья, приглашаем на закрытие лаборатории 27 сентября, 16 00, театр «Дебют»" (Орджоникидзе, 36а, корпус 3).



