Через плен времени – к свободе личности и творчества
Распечатать Просмотров: 12426 января 2024 года делегация в составе преподавателей и студентов факультета декоративно-прикладного творчества Челябинского государственного института культуры, представителей Челябинского регионального отделения Союза художников России и Ассоциации искусствоведов РФ посетила выставку художника-монументалиста К. В. Фокина «Поединок с вечностью» в филиале музея «Эрмитаж-Урал» Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
В память о художнике Константине Фокине (18 июня 1940, Красноярск - 6 января 2023, Челябинск).
Константин Фокин – наш современник, его жизнь, его творчество, его судьба и личность вот уже полвека не оставляют равнодушными современников разных поколений, прежде всего на Южном Урале, где прошла его земная жизнь на перекрестке двух тысячелетий, двух столетий, с рождения – в Сибири в Красноярске и вся остальная жизнь – на Урале – Северном, Среднем, Южном, в Перми, Свердловске и Челябинске – на планетарном евразийском хребте. Живя в ХХ веке вынужденно и преимущественно безбожниками, мы постепенно прозревали, и всем, отряхнувших с себя прах атеизма, сегодня, задумываясь о художнике и человеке Константине Фокине, становится ясно, что эта душа внедрена была в наш мир и время, на становой хребет Урала не по прихоти и случайности, а по высшей воле. Быть может, и сам Фокин это понял, и хочется верить перед своим уходом вышел из противоречий веры и воли, чувства и разума, утверждения и отрицания, все более обретая истину, запечатленную старыми русскими мастерами-иконописцами, создаваемую ими как красота, чистота, добро, глубина и совершенство образов, как высшее духовное воплощение божественной сущности.
Этот яростный спор и поиск шел в душе художника на протяжении всей его жизни и творчества . Каждое из выставленных на этой выставке, обозначившей границу бытия и творчества и духовного завещания художника, несет в себе черты и следы его борений и открытий, жившего по законам единства жизни, искусства и творчества, усвоив их от генетических корней своего происхождения – серебряного века. Бескомпромиссность, жесткая непримиримость как принцип утверждения ценностей, которым художник всеми силами стремился не изменять, превращали композиции и пластический язык, живописный строй его произведений чаще всего в броскую декларацию, но лирическое чувство восхищения красотой природы, человека, жизненной стихии, к счастью, не было утрачено, и в многогранности стилистики фокинского творчества это утонченное чувство изысканной красоты и художественности отмечает в равной степени своей неповторимой печатью большинство его крупных и малых по формату произведений.
Представленное живописное наследие Константина Фокина в свободном пространстве здания архитектора К.Т. Бабыкина (пост. 1912-1916), исполненного в стиле модерн в Екатеринбурге, в Екатеринбургском музее изобразительного искусства в залах Центра «Эрмитаж» рядом с прекрасно устроенной выставкой живописи, гравюры, скульптуры, декоративного искусства Петровского времени из собрания Эрмитажа как праздничная экспозиция в честь 300-летия Екатеринбурга, названного в пандан Петербургу, запечатлев человеческий и государственный прообраз союза названных царствующих личностей, воспринимается символическим знаком: художник смолоду мечтал и стремился создавать большое искусство. Выставка, публикующая в Екатеринбурге художественное наследие К.Фокина, получившего свое первоначальное образование в Свердловском художественном училище у прекрасных мастеров М.Ш. Брусиловского и особенно – у уральца Г.С. Мосина, прозрачно сопоставляет значение творческой личности в соприкосновение с искусством русской европейской столицы Петербурга, где К.В. Фокин, будущий монументалист и , можно сказать, синтетист, получил высшее художественное образование в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (теперь Академия декоративного искусства имени А.Штиглица).
Константин Фокин был наделен даром и нашел в себе силы определять свои поиски совершенствования в искусстве, находить источники, вступать в общение с мастерами разных эпох и оставаться верным самому себе и своим принципам как творческая личность. Развернутая в Екатеринбурге часть творческого наследия художника убеждает в том, что по-настоящему углубление исследований и обобщения представлений о творчестве Константина Фокина только начинаются. Это большой и объемный труд. Остается только жалеть и сокрушаться, что в Челябинске, - городе с которым был связан его главный жизненный период его плодотворного творчества, не нашлось сомасштабных художнику К.В. Фокину личностей и культурно-художественных институций, способных в интересах государственного сохранения и развития искусства собрать и представить в едином пространстве творчество уральского российского художника Константина Фокина. Поэтому для людей искусства уход К.В. Фокина – утрата вдвойне…
Для нас, современников Константина Фокина, для его учеников и товарищей – художников он останется эталонной фигурой в искусстве: его страстная любовь к искусству, отечественной истории, интерес к человеку вообще, жажда делиться секретами мастерства и знаниями, необыкновенная заразительность в творчестве с благодарностью впитана его учениками в Академии культуры и искусства – в Челябинском институте культуры. Персональные выставки произведений Константина Фокина в Челябинске 1995, 2006, 2012, 2017, 2020 неизменно притягивали большое число зрителей горожан, жителей соседних городов, художников, педагогов и особенно – молодежь. В его образах, живописи, композициях и пейзажах современники искали в искусстве столь необходимую в России подлинно духовную пищу. Искали и находили. Теперь мы на пороге новых открытий в творчестве Константина Фокина, нашего современника, шагнувшего в мир вечных ценностей, щедро поделившийся ими в запечатленных образах его искусства со своими соотечественниками.
Константин Фокин – наш современник, его жизнь, его творчество, его судьба и личность вот уже полвека не оставляют равнодушными современников разных поколений, прежде всего на Южном Урале, где прошла его земная жизнь на перекрестке двух тысячелетий, двух столетий, с рождения – в Сибири в Красноярске и вся остальная жизнь – на Урале – Северном, Среднем, Южном, в Перми, Свердловске и Челябинске – на планетарном евразийском хребте. Живя в ХХ веке вынужденно и преимущественно безбожниками, мы постепенно прозревали, и всем, отряхнувших с себя прах атеизма, сегодня, задумываясь о художнике и человеке Константине Фокине, становится ясно, что эта душа внедрена была в наш мир и время, на становой хребет Урала не по прихоти и случайности, а по высшей воле. Быть может, и сам Фокин это понял, и хочется верить перед своим уходом вышел из противоречий веры и воли, чувства и разума, утверждения и отрицания, все более обретая истину, запечатленную старыми русскими мастерами-иконописцами, создаваемую ими как красота, чистота, добро, глубина и совершенство образов, как высшее духовное воплощение божественной сущности.
Этот яростный спор и поиск шел в душе художника на протяжении всей его жизни и творчества . Каждое из выставленных на этой выставке, обозначившей границу бытия и творчества и духовного завещания художника, несет в себе черты и следы его борений и открытий, жившего по законам единства жизни, искусства и творчества, усвоив их от генетических корней своего происхождения – серебряного века. Бескомпромиссность, жесткая непримиримость как принцип утверждения ценностей, которым художник всеми силами стремился не изменять, превращали композиции и пластический язык, живописный строй его произведений чаще всего в броскую декларацию, но лирическое чувство восхищения красотой природы, человека, жизненной стихии, к счастью, не было утрачено, и в многогранности стилистики фокинского творчества это утонченное чувство изысканной красоты и художественности отмечает в равной степени своей неповторимой печатью большинство его крупных и малых по формату произведений.
Представленное живописное наследие Константина Фокина в свободном пространстве здания архитектора К.Т. Бабыкина (пост. 1912-1916), исполненного в стиле модерн в Екатеринбурге, в Екатеринбургском музее изобразительного искусства в залах Центра «Эрмитаж» рядом с прекрасно устроенной выставкой живописи, гравюры, скульптуры, декоративного искусства Петровского времени из собрания Эрмитажа как праздничная экспозиция в честь 300-летия Екатеринбурга, названного в пандан Петербургу, запечатлев человеческий и государственный прообраз союза названных царствующих личностей, воспринимается символическим знаком: художник смолоду мечтал и стремился создавать большое искусство. Выставка, публикующая в Екатеринбурге художественное наследие К.Фокина, получившего свое первоначальное образование в Свердловском художественном училище у прекрасных мастеров М.Ш. Брусиловского и особенно – у уральца Г.С. Мосина, прозрачно сопоставляет значение творческой личности в соприкосновение с искусством русской европейской столицы Петербурга, где К.В. Фокин, будущий монументалист и , можно сказать, синтетист, получил высшее художественное образование в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (теперь Академия декоративного искусства имени А.Штиглица).
Константин Фокин был наделен даром и нашел в себе силы определять свои поиски совершенствования в искусстве, находить источники, вступать в общение с мастерами разных эпох и оставаться верным самому себе и своим принципам как творческая личность. Развернутая в Екатеринбурге часть творческого наследия художника убеждает в том, что по-настоящему углубление исследований и обобщения представлений о творчестве Константина Фокина только начинаются. Это большой и объемный труд. Остается только жалеть и сокрушаться, что в Челябинске, - городе с которым был связан его главный жизненный период его плодотворного творчества, не нашлось сомасштабных художнику К.В. Фокину личностей и культурно-художественных институций, способных в интересах государственного сохранения и развития искусства собрать и представить в едином пространстве творчество уральского российского художника Константина Фокина. Поэтому для людей искусства уход К.В. Фокина – утрата вдвойне…
Для нас, современников Константина Фокина, для его учеников и товарищей – художников он останется эталонной фигурой в искусстве: его страстная любовь к искусству, отечественной истории, интерес к человеку вообще, жажда делиться секретами мастерства и знаниями, необыкновенная заразительность в творчестве с благодарностью впитана его учениками в Академии культуры и искусства – в Челябинском институте культуры. Персональные выставки произведений Константина Фокина в Челябинске 1995, 2006, 2012, 2017, 2020 неизменно притягивали большое число зрителей горожан, жителей соседних городов, художников, педагогов и особенно – молодежь. В его образах, живописи, композициях и пейзажах современники искали в искусстве столь необходимую в России подлинно духовную пищу. Искали и находили. Теперь мы на пороге новых открытий в творчестве Константина Фокина, нашего современника, шагнувшего в мир вечных ценностей, щедро поделившийся ими в запечатленных образах его искусства со своими соотечественниками.
Галина Семеновна Трифонова,
член Союза художников России,
член Российской Ассоциации искусствоведов,
искусствовед
2 февраля 2024 года
Екатеринбург-Челябинск
член Союза художников России,
член Российской Ассоциации искусствоведов,
искусствовед
2 февраля 2024 года
Екатеринбург-Челябинск