Диалог. Сергей Черкашин

ДИАЛОГ. СЕРГЕЙ ЧЕРКАШИН КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры» Факультет декоративно-прикладного творчества Челябинск, 2023 К 80-летию художника и 20-летию факультета декоративно-прикладного творчества ДИАЛОГ. СЕРГЕЙ ЧЕРКАШИН КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ

5 ЗА ИСКУССТВО! Сегодняшний взгляд на работы художника, который сформировался как мастер во второй половине XX в., должен учитывать контекст эпохи, условия существования творца и его возможности в реализации идей и замыслов. Рассуждая об этих составляющих творческого процесса, мы увидим, что на юность художника пришлось время оттепели, на его зрелость легла тень застоя, а перестройка и рождение новой России дали мощный стимул становлению мастера постмодернистского искусства, которого мы почитаем и работами которого мы восхищаемся. Сергей Леонидович Черкашин. Имя известное в нашем регионе художникам, любителям живописи, краеведам и пушкинолюбам. Мне повезло некоторое время быть его коллегой, общаться с ним, чувствовать его энергетику, внимать его мудрости. Удивительно какой это был добрый и светлый человек. Имевший за плечами опыт руководства региональным отделением творческого союза в бурные перестроечные годы. Опыт работы над значимыми для города проектами по сохранению культурной памяти о выдающихся челябинцах. Опыт создания ярких запоминающихся образов, полных глубокого, подчас библейского смысла. Черкашин как настоящий художник сложен, иногда непонятен, но всегда интересен. Настоящий художник молчалив. Его потаенные мысли и мнение о происходящем – все «сказано» в его работах. Настоящий художник задумчив. Он думает о свойствах материала, о свойствах натуры и окружающего мира! Настоящий художник сосредоточен. Предмет его внимания – идея, сила и выразительность образа!

И у настоящего художника случаются откровения. Такие как, «Арахна», пронзительный по своей силе образ жены наполнен светом и нежным глубоким чувством. Небольшая, почти этюдная работа «На голубом карьере» при внимательном рассмотрении превращается в библейский сюжет о чудесном улове. В ней все и молодость, и радость жизни, и любовь, и полная философского откровения притча о ловцах человеков. «Вербное воскресенье» сияет рокайльным золотом и небесной лазурью, вдыхая в нас светлое ощущение праздника, весны, возрождения к жизни. И автопортрет с озорным голубоглазым немного настороженным бородатым художником, в мастерской, с кистями и внимательным взглядом в себя. Одним из любимых тостов Черкашина был – «За искусство!» Давайте просто повторим за ним и еще раз взглянем на его работы. А. Г. Лешуков

7 Сергей Леонидович Черкашин (27 января 1944–12 ноября 2021) – многогранный творец, одновременно вдумчивый интересующийся живописец, вкладывающий в свои произведения дополнительные смыслы, скрытые от глаз непосвященного зрителя; великолепный график, схватывающий самую суть – художественный образ; иллюстратор; монументалист и проектировщик. Сергей Леонидович родился в Челябинске. В школьные годы занимался у педагога И. И. Архипцева в изо студии Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. В1966 г. окончил Свердловское художественное училище, а в 1971 – Ленинградский художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица), где учился у профессора Я. Н. Лукина. По завершении вернулся в Челябинск. Известен как художник-живописец, дизайнер, график. В каталоге представлены работы с выставки «Диалог. Сергей Черкашин», которая прошла в арт-пространстве «Галерея ЧГИК» с февраля по апрель 2023 г. Произведения по добраны таким образом, чтобы отразить много направленность таланта Сергея Леонидовича, показать разные жанры и техники. В его произведениях одновременно присутствует диалог художника со зрителем, с творцами прошлого, с искусством прежних времен; понятный всем образ соотносится с глубинным семантическим пластом. Это своеобразный код, который мастер предлагает нам отгадать, соприкоснувшись с творчеством. ВЫСТАВКА

8 Открывает выставку картина «Мечты…Мечты! Или 14 февраля» (рис.1). В центре парящая над городом влюбленная пара, по кругу – целующиеся. Образы героев этого произведения мы видим и на других работах, представленных на выставке. Здесь художник изобразил своих близких, друзей. В архитектурных силуэтах угадывается здание филармонии и набережная реки Миасс. Рядом расположен двойной автопортрет «Фифти-фифти» (рис.2). Он написан в сложный период жизни художника, наполненный тяжелыми эмоциями и переживаниями. Также картина появилась накануне 50-летия автора и передает охватывающий творца ужас: 50 лет – это некая рубежная точка в жизни и творчестве. Размер картины 50×100. Деревянной планкой полотно делится пополам – «фифти-фифти». Основой Рис. 1. Мечты, Мечты!... (14 февраля)». 2002.Холст, темпера. 50х50 Рис. 2. Автопортрет «Фифти-фифти». 1991. Холст, масло. 50х100

9 для картины послужила популярная символическая композиция «не вижу, не слышу, не говорю, не делаю» («четыре обезьяны», рис. 3), получившая распространение на Востоке, обязанная своим появлением древнекитайскому философу Конфуцию (V в. до н. э.). Трактуется следующим образом: достойный человек должен избегать говорить неправильные (низменные) вещи, смотреть на неправильное, слышать неправильное и делать то, что неправильно. Выделяются два основных вида автопортрета: профессиональный, на котором художник изображен за работой, и личностный, раскрывающий моральные и психологические черты. Примером последнего служит работа Сергея Леонидовича «Подражание Дали» (рис. 4). В данной работе свой образ он собрал из атрибутов, указывающих народ деятельность (кисти, палитра с красками – все это символы творческой деятельности, художника). В работу также включены реальные предметы – гвоздь, бритва. Работа над следующим автопортретом («Автопортрет», рис. 5) завершилась в канун 75-летия хуРис. 3. Статуэтка «Четыре обезьяны». Фото из свободных источников Рис. 4. В подражание Сальвадора Дали. 1995. Холст, масло. 60х45 Рис. 5. Автопортрет. 2015-2019. Холст, темпера. 24х30

10 дожника. Здесь мы видим его в мастерской. На втором плане крупными мазками изображены работы, которые представлены на выставке. Произведение наполнено теплотой и самоиронией – мы видим «добрейшее лицо художника, глаза с чуть хитроватым прищуром».1 На выставке представлены и другие портреты – творцов, близких, друзей, коллег Сергея Леонидовича, созданные в разное время. Общее в них –передача состояния души героев («Портрет Флоренского», «Портрет Гоголя», рис. 6–7). На картине не большого формата «Январь 1942 года» (рис. 8) изображен отец художника – в военной форме, в полный рост. В работе проявилась еще одна особенность техники мастера: зеленые тени на лице изначально выполнены маслом с применением окиси хрома. Изображение молодой девушки за ткацким станком – портрет жены Сергея Леонидовича Нины Егоровны. Сам художник назвал работу «Арахна» (рис. 9). Какое Рис. 6. Портрет П. Флоренского. 1988-1994. Холст, масло. 40х33 1 Здесь Пушкин запросто бывает. – Сетевое издание «74.ру». –URL: https://74. ru/text/gorod/2013/01/31/59285931/. (дата обращения: 31.01.2023). – Дата публикации: 31 января 2013. Рис. 7. Гоголь. 2009. Бумага, сепия. 20х30

11 отношение имеет портрет к древнегреческому мифу? Дева Арахна (с греч. «паук») славилась как вышивальщица и ткачиха. Н. Е. Черкашина – выпускница Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, член СХ России, художник-прикладник (работала в разных техниках: гобелен, батик). Совместно супругами созданы гобелены «Спорт» (1976), «Город будет» (1979), «Вспомним тех, кто легендой овеян» (посвящен 50-летию ЧТЗ, 1983), Рис. 8. Январь 1942 года (портрет отца). 1981. Холст, темпера. 42х28 Рис. 9. Арахна (Портрет Н. Е. Черкашиной). 1978. Холст, темпера. 65х90

12 ⯇ Рис.10. Кашемировая шаль (портрет Ирины Черкашиной). 2005. 61х41 ⯇ Рис. 12. Портрет брата (серия «За искусство»). 2018. Холст на картоне, масло. 35х50 ⯅ Рис. 11. Ирина Черкашина. Фото 2023 г. ⯅ Рис. 13. Владимир Елистратов. Фото 2023 г.

13 «Пушкин» (1999). Последняя работа в 2022 г. экспонировалась выставочном зале Челябинского центра искусств на выставке «Наедине с Пушкиным». В произведении «Кашемировая шаль» (рис. 10) изображена супруга брата художника – Ирина (рис. 11–12), вполоборота, с накинутой голубой шалью. Обратим внимание, каждый портрет Черкашина трактован художником с учетом характера, внутреннего мира героя. В серии «За искусство» представлены портреты коллег и близких, с которыми Сергей Леонидович чаще общался в неформальной обстановке. Встречи сопровождались разговорами и спорами о развитии отечественного и мирового искусства. На нашей выставке из этой серии три работы: портреты брата Владимир (рис. 12–13), коллекционера Владимира Ромашова (рис. 14) и архитектора Якова Рувинова (рис. 15). С последним Сергей Леонидович сотрудничал в период реконструкции Бульвара Славы в Челябинске. Главными героями работы «Эпизод II» (рис. 16) стали друзья художника (Александр Кудрявцев, Рис. 14. Портрет В. А. Ромашова (серия «За искусство»). 2016 Рис. 15. Портрет Якова Рувинова (серия «За искусство»). 2014-2017

14 Константин Фокин) и сам Сергей Леонидович. Здесь мы их видим на берегу р. Миасс. Окончив Муху, они встретились в Челябинске в 1970-е гг. Их творческий рост и развитие пришлись на вторую половину XX в. Именно в нашем городе. Внизу, в правом углу мы видим открывающуюся панораму – зал «Родина», колокольня Свято-Троицкой церкви... Это одно из любимых мест художника в Челябинске, оно отражено во многих его живописных и графических работах. С героями данной картины мы еще встретимся. На другом полотне художник изображает одного из своих любимых и уважаемых архитекторов – «Портрет Ле Корбюзье» (рис. 17). Знаменитый французский архитектор, художник и дизайнер, достиг известности благодаря оригинальным постройкам, а также таланту публициста. Художник поместил героя на фоне его капеллы Нотр-Дам-дю-О (Роншан), с фр. – «Дева Мария на высотах», которая является одним из знаковых сооружений в XX веке (рис. 18). Здесь вновь мы видим зеленые тени на лице Рис. 16. Эпизод II. 2002. Холст, темпера. 45х55 Рис. 17. Портрет «Ле Корбюзье». 1976. Холст, темпера. 70х85 Рис. 18. Капелла Нотр-Дамдю-О. Арх. Ле Корбюзье. Роншан, Франция. 1950-1955. Фото из свободных источников

15 (художник рисовал их окисью хрома, а потом прописывал маслом). Сергей Леонидович изобразил себя на этом холсте: справа внизу мы видим руку художника, снимающую занавесу с работы. Творчество Черкашина – явление так называемого постмодернизма, охватившего творцов второй половины XX в. Постмодернисты не создали универсального канона, более того – принципиально отказались от его создания. Для них характерны не ограниченная, абсолютная свобода художника в выборе методов самовыражения; переосмысление традиционных образов, включение их в новый контекст; широкое распространение ремейков, интерпретаций, художественных цитат, заимствований, аллюзий, диалогичность, т. е. взгляд на тему с разных сторон, с позиции разных «голосов», создающих в итоге многоголосую «симфонию»; игровая форма подачи, приглашение зрителя включиться в игру со смыслами, ирония и самоирония. Все эти черты присущи творчеству Сергея Черкашина. Часто художник обращается к творчеству знаменитых мастеров. Это не повторение или копирование Рис.19. Охота со львом. 2003. Картон, масло. 39х29 Рис. 20. Памяти С. Дали. 1989. Холст, масло. 24х30

16 сюжетов. Это своеобразный диалог. И это мы видим в картинах «Охота со львами» (рис. 19) и «Памяти С. Дали» (рис. 20). Картина «Сон в белую ночь» (рис. 21) является своеобразной отсылкой к творчеству художника эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо (XVI в.). На его портретах лица героев скомбинированы из фруктов, овощей, цветов, деревьев, музыкальных и иных инструментов, книг и других предметов, лица стилизованы (рис. 22). Эти портреты были загадками, головоломками и причудами эпохи Возрождения.2 Вот и на картине С. Л. Черкашина лицо складывается из архитектурных элементов. Кого здесь мог запечатлеть художник? Перед нами виды Санкт-Петербурга – арка Новой Голландии, парусник, набережная, возможно, Нева... В небе проступают черты лица... А не основателя ли города – Петра Великого? Еще один художник, с которым С. Л. Черкашин ведет диалог, это Рембрандт. Перед нами произведение 2 Федотова Е. Д. Арчимбольдо, Джузеппе / Е. Федотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). – М. : Белый город, 2006. – Т. I : А –Й. – С. 43–44. Рис. 21. Сон в белую ночь. 2016. Холст, масло. 70х66 Рис. 22. Арчимбольдо Джузеппе «Весна». 1573. Фото из свободных источников

17 «Даная. Экзерсис по Рембрандту» (рис. 23). Картина экспонировалась в 2006 г. на выставке «Памяти шедевра», посвященной 400-летию голландского художника. Здесь были представлены работы челябинских и екатеринбургских мастеров: Константина Фокина, Александра Кудрявцева, Михаила Брусиловского, Анатолия Калашникова, Виктора Реутова и Сергея Черкашина. Холсты всех участников были одинаковыми по размеру, но на каждом изображена своя «Даная». Заимствование первоисточника было как в виде его прямого цитирования, так и в иных формах – аллюзии, реминисценции. Рис. 23. Даная. Экзерсис по Рембрандту. 2006. Холст, темпера, коллаж. 137х127

18 Сюжет «Данаи» Рембрандта основан на древнегреческом мифе, отражающем представления Античности о непреодолимости силы судьбы (рис. 24).3 Верхнюю центральную часть полотна С. Л. Черкашина заполняет копия «Данаи». Отличие от подлинника – в отсутствии обрамляющих центральную часть тяжелых бархатных драпировок, дающих ощущение замкнутости пространства. Здесь чувствуются открытость и свобода, наполненность воздухом. Отсечен и передний план первоисточника, сохранились лишь золотые туфельки, виртуозно проработанные на темно-зеленом фоне. Колорит решен в теплых золотистых цветах. Даная словно соткана из солнечного света, который льется на нее параллельными диагональными потоками. Она занимает доминирующее место в композиции полотна. В левом верхнем углу художник размещает копию луврского автопортрета Рембрандта с атрибутами ремесла художника (рис. 25). Художнику удалось передать присутствующие 3 Парфентьева Н., Парфентьев Н. Даная Рембрандта в восприятии российских художников-постмодернистов / Н. Парфентьева, Н. Парфентьев // QuaestioRossica. – Т. 8. – 2020. – № 3. – С. 890–891. Рис. 24. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Даная». 1636-1647. Фото из свободных источников Рис. 25. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Автопортрет». 1660. Фото из свободных источников

19 в подлиннике мудрость и печаль человека, пережившего удары судьбы, образ наполнен интеллектуальной силой и достоинством. Масштаб фигуры Рембрандта значительно превосходит размеры «Данаи». Он творец, художник, а Даная – его любимое детище. Фигура Рембрандта парит над миниатюрным голландским городским пейзажем. Эта еще одна цитата – Черкашин «цитирует» краснокирпичное здание «голландского» облика с двумя узкими симметричными многоступенчатыми фронтонами, еще в XVII в., запечатленное в «Маленькой улочке» Яна Вермеера. Художник разместил его на берегу канала, по водной глади которого плывет изящно прорисованный парусник. В правом углу представлен еще один автопортрет. Как бы отклеившаяся угловая часть холста, на котором написана «Даная», открывает, подобно театральному занавесу, изображение Сергея Черкашина. Видна лишь часть его лица – высокий лоб, очки, седая борода. Иронизируя, он сопоставляет свою скромную персону со служанкой, которая у Рембрандта вглядывается в приближающегося Зевса тоже из-за занавеса.4 В одном из интервью Сергей Черкашин, говорил, что он не подглядывает за Рембрантом, а изобразил себя за процессом натягивания холста на подрамник. Внизу под автопортретом Черкашина вписаны предметы, приоткрывающие рембрандтовское чувство жизни и в то же время созвучные миру современного художника: фривольная миниатюра с красавицей, небрежно скомканный лист с черновыми набросками. Сергей Леонидович говорил, что именно это и есть его «Даная». И еще одна цитата – миниатюрная копия офорта 4 Там же.

20 Рембрандта «Автопортрет в круглой меховой шапке». На нем он молод, полон сил, сосредоточен. Художник только что перебрался из Лейдена в Амстердам, где его ждут счастье и успех. Как атрибут праздника выписана бутылка шампанского. Это аллюзия еще на один автопортрет Рембрандта («Блудный сын в таверне», рис. 26), где он изобразил себя в роскошном одеянии кавалера с любимой Саскией на коленях и с высоким бокалом пенящегося вина.5 Произведение С. Л. Черкашина – образец постмодернизма. Здесь художник применил прямое и фрагментарное цитирование, реализовал прием двойного кодирования. Его многомерная работа обращена как к массовому зрителю, так и к искушенному знатоку искусства. Много уровневая организация композиции, игра планами, символами, смыслами дают возможность различных интерпретаций. Массовый зритель будет рад узнаванию шедевра, насладится изобразительной техникой художника. Заинтересованному зрителю предстоит включиться в игру, обнаружить множественность потаенных смыслов, не лежащих на поверхности, и этодоставит ему радость поиска. В следующей работе мастер, как и в «Данае», применил принцип двойной кодировки, цитатности 5 Там же. – С. 893. Рис. 26. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Блудный сын в таверне (автопортрет с Саскией)». 1635. Фото из свободных источников

21 (один из характерных признаков искусства постмодернизма). Не искушенный массовый зритель видит на фоне морского пейзажа лежащую молодую девушку. Перед ней на столике торт в виде лебедя и фрукты. Зрителя, знакомого с сюжетами мифов Древней Греции, картина «Леда» (рис. 27) отсылает к истории любви Зевса и Леды. Пораженный красотой царицы, Зевс сблизился с ней в образе лебедя, после чего она снесла два яйца, из которых вылупились дети, как от Зевса, так и от мужа. Количество детей разнится в зависимости от источника, но среди них всегда присутствует Елена Троянская, красота которой, согласно мифу о Суде Париса, стала причиной гибели Трои. Миф о Леде и Лебеде был очень популярен в античном искусстве, средневековой книжной миниатюре, в живописи и пластике эпохи Возрождения, барокко, рококо и классицизме. На картине «Три грации» (рис. 28) мы видим трех обнаженных девушек на фоне гористого пейзажа и открывающегося моря. Героини похожи друг на друга, они молоды и безмятежны. Длинные волосы у каждой собраны в легкую, женственную прическу. Композиционную цельность обеспечивают такие объединяющие детали, как длинное Рис. 27. Леда. 2007. Холст. Темпера. 75х80 Рис. 28. Три грации. Холст, масло. 71х56

22 легкое полотно, касания девушек – каждая свободной рукой прикасается к плечу или руке своей подруги. Данная работа является этюдом для панно, размещенного в концертном зале им. С. Прокофьева, «Аполлон с музами на горе Геликон». Для филармонии С. Л. Черкашин создал еще одну работу – «Дионисии». Картина на полнена отсылками к творчеству предыдущих мастеров. В древнеримской мифологии грации – это богини, являющиеся олицетворением радости, невинности, доброты, молодости, любви и всего подобного. Античные художники обычно изображали граций так: боковые фигуры обращены лицом к зрителю, а средняя спиной. Эту традицию повторяли художники Возрождения (см., например, «Весна» Сандро Боттичелли). Для С. Черкашина источником для цитирования стало произведение Рафаэля Санти «Три грации» (рис.29), на котором каждая из граций (Невинность, Красота и Любовь) держит в руке золотой шар – символ совершенства (иногда шары интерпретируются как золотые яблоки, которые Геракл в своем 11-м подвиге должен был получить из сада Гесперид). Восприятие этой картины С. Л. Черкашина, как, пожалуй, и любого произведения искусства, разнится: для одних это работа в жанре «ню», а для других – обращение к теме красоты. В серии работ «Лабиринты» (рис. 30-31) мы видим запутанные коридоры, изображения человеческих фигур Рис. 29. Рафаэль Санти. Картина «Три грации». 1504-1505. Фото из свободных источников

23 и животных. Сюжеты этих картин отсылают нас с нова к мифологии Древней Греции, к знаменитому мифу, рассказывающему о запутанных коридорах-лабиринтах Кносского дворца, где бродит Минотавр, убитый Тесеем. Так же данные произведения –это диалог Черкашина и Пабло Пикассо, одним из центральных образов в творчестве которого был Минотавр, получеловек-полубык. Художник изображал часто могучего дикого зверя, которого нельзя было приручить. В его произведениях мифическое существо показано в разных ситуациях и с разным отношением автора (рис. 32). Это то звериное, что живет в каждом человеке. Пикассо признавал, что минотавр во многом автопортретный персонаж. Ключевым в творчестве художника является образ Александра Сергеевича Пушкина. Как говорят искусствоведы, немногие художники посвящают свои творения великому поэту. Но если в их творческий процесс однажды пришел образ Александра Сергеевича, то он уже не оставит художника в покое, будет будоражить воображение Рис. 30. Лабиринты. 1997. Бумага, тушь, темпера. 30х43 Рис. 31. Лабиринты. 2002. Бумага, пастель. 30х43

24 и призывать исполнить что-то такое «из Пушкина».6 Работ, посвященных великому русскому писателю, у Сергея Черкашина много. По словам сына художника, Александра Черкашина, «Пушкину нас везде: дома и в мастерской, от формата спичечного коробка до огромных размеров. В Пушкине интересна его творческая живость, отец в творчестве тоже очень живой. Пушкин – как образ художника для художника. Они нашли друг друга».7 Многие из работ – части проектов художника, которые выставлялись в разные годы. В 1980-х автор ездил по области со своей выставкой «Пушкиниана». В 1999 г. художник создал живописный проект «Диалоги с Александром Сергеевичем». Такую любовь к Пушкину сам Черкашин объяснял тем, что родился 27 января. Как раз в этот день (правда, по старому стилю) в 1837 г. Александр Сергеевич стрелялся с Дантесом на дуэли. На выставке представлен ряд работ, не объединенных в цикл, но «хронометрически» раскрывающих произошедшее на Черной речке. Первая в этом ряду картина «Голгофа» (рис. 33). Голгофа – холм или скала, на которой распяли Иисуса Христа, где, по преданию, захоронен первый человек Адам. Голгофой называют распятие, установленное на открытом месте, и скульптурные 6 Дурманова И. День Поэта. В Челябинске открылась выставка «Наедине с Пушкиным» / И. Дурманова// Южноуральская панорама : [сайт газ.]. – URL:https://up74.ru/articles/kultura/137862/ (дата обращения: 30.01.2023). – Дата публикации: 11 Февраля 2022. 7 Там же. Рис. 32. Пабло Пикассо. «Герника». 1937.Фото из свободных источников

25 постановки, отражающие сцены мучений Христа. На картине Сергея Черкашина на фоне предрассветного неба, мы видим два изображения поэта. Первое: Александр Сергеевич в красном одеянии несет на плече крест; здесь он напоминает образ Христа с русских средневековых икон. Второе: почти весь второй план занимает голова Пушкина, в глазах печаль и отчаяние от осознания того, что сейчас произойдет. Эмоциональное состояние поэта перед дуэлью – то напряжение, которое испытывал Александр Сергеевич, показано в работе «Черная речка» (рис. 34). Самому моменту дуэли посвящено «27 января» (рис. 35). В центре напряженная фигура поэта, готового выстрелить в соперника. Рядом силуэты, среди которых можно угадать Наталью Николаевну Гончарову, императора Николая II. Парящий ангел закрывает рукой лицо – не хочет видеть гибели Пушкина. Завершает тему дуэли и смерти поэта произведение «Свеча» (рис. 36): поэт уже мертв, рядом Рис. 35. 27 января. 1987. Холст, темпера. 90х109 Рис. 33. Голгофа. 1995. Холст, масло. 50х50 Рис. 34. Черная речка. 1995. Холст, масло. 70х56

26 оплакивающая его Наталья Николаевна. На картине «Ай да Пушкин» (рис. 37) поэт изображен в момент творческого порыва, в окружении разбросанных исписанных листов бумаги, часть из них помята и порвана. Здесь же перо, чернильница и догорающая свеча. Видимо, поэт работал всю ночь над произведением. Название картины отсылает к восклицанию самого поэта: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» (по поводу окончания работы над исторической драмой «Борис Годунов» – из письма П. А. Вяземскому). Живописные и графические работы, посвященные Пушкину, восхищают своей утонченностью и глубиной, неповторимым авторским взглядом и отношением (рис. 41–42). Тему продолжает уникальное подарочное издание «Диалог» (рис. 38), диалог поэта и художника: стихотворения Пушкина – рисунки Черкашина. Часто изображен не сам поэт, а лишь намек – характерные черты, фигура, поза, запутанные клубки линий; порой рисунок становится более подробным. Перед нами проходит разный Пушкин – юный, зрелый, в цилиндре, Рис. 36. Свеча. 2009. Бумага, белый карандаш. 35х25 Рис. 37. Ай да Пушкин. 2004. Холст, масло. 80х100

27 с пером в руках, мрачный и светлый. На 15 листах раскрывается внутренний мир поэта, мы видим живого Пушкина. Пушкина встречаем и на полотнах, посвященных другому писателю. В 2009 г в выставочном залей Южно-Уральского государственного университета открылась выставка, посвященная 200-летию Николая Гоголя. Это совместный проект челябинских и екатеринбургских художников, представленный также в Екатеринбурге и Ирбите. Все 10 авторов были вдохновлены главным проспектом Санкт-Петербурга, воспетым Гоголем. Диптих Сергея Черкашина «Невский проспект» включает две работы «Невский проспект. Мойка» (рис. 39) и «Невский проспект. Фонтанка» (рис. 40), написанные по мотивам повести Николая Гоголя «Невский проспект», где показан один день на главной улице Санкт-Петербурга утром нищие, дальше время французских гувернеров, затем чиновников... «Невский проспект. Мойка» – это кондитерская Беранже, Гоголь Рис.39. Невский проспект. Мойка. 2009. Холст, бумага, темпера. 61х90 Рис. 38. Обложка книги «Диалог» Рис. 40. Невский проспект. Фонтанка. 2009. Холст, темпера. 42х61

28 и Пушкин, панорама Невского проспекта, которая существует в раскрашенных литографиях В. С. Садовникова. Почему здесь мы видим Пушкина? Ответ прост. Оба знаменитых писателя общались, были друзьями. Николай Гоголь со школьной скамьи зачитывался произведениями Александра Пушкина, был его преданным поклонником, поэтому, только переехав в Петербург в 1828 г., решил нанести поэту визит. Поборов застенчивость и смущение, Гоголь без приглашения нагрянул на квартиру Пушкина, но дальше порога попасть, увы, не смог. Слуга сказал начинающему писателю, что хозяин почивает, потому что всю ночь «в картишки играл». По воспоминаниям критика Павла Анненского, для Гоголя это было страшным ударом, ведь он всегда представлял своего кумира не иначе как «окруженного постоянно облаком вдохновения».8 Встретиться с Пушкиным Гоголю удалось только спустя два года, в 1831 г., на даче поэта Петра Плетнёва. Пушкин высоко оценил литературный талант молодого 8 Тарасова Е. Как познакомились Гоголь и Пушкин / Е. Тарасова // Портал «Культура. Рф» :[сайт].– URL:https://www.culture.ru/s/vopros/gogol/ (дата обращения: 25.01.2023). Рис. 42. А. С. Пушкин. Керамика Рис. 41. А. С. Пушкин. Бумага, тушь. 26х19

29 коллеги, когда осенью того же 1831 г. вышли в печать гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». Авторы продолжили общение, и скоро их отношения стали действительно дружескими. Пушкин подкидывал Гоголю идеи и сюжеты для новых произведений, например для «Ревизора» и «Мертвых душ», порой хлопотал о постановке его пьес, выводил Гоголя в свет и пытался привлечь к нему внимание широкой аудитории. Сам же Гоголь беспрекословно выполнял советы Пушкина, прислушивался к его мнению и «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою.9 «Невский проспект. Фонтанка» – на картине участники выставки 2009 г., друзья художника (Зайнула Латфулин, Александр и Людмила Кудрявцевы, Константин Фокин) и сам Сергей Леонидович, одетые по моде эпохи Гоголя. Они стоят на Аничковом мосту через Фонтанку, рядом с одним из символов города – знаменитыми скульптурами П. Клодта «Укрощение коня человеком». Недалеко от этого места в период обучения в Ленинградском художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной жил Сергей Леонидович. Каждый день он видели эту панораму, когда бежал на занятия в институт. Последний раздел выставки был посвящен религиозной тематике. Открывает его картина 9 Там же. Рис. 43. Лот. 2007. Холст, масло. 40х53

30 «Лот» (рис. 43). Вспомним библейскую историю. К вратам Содома прибыли два ангела, их приветливо встретил единственный во всем городе праведник Лот и пригласил переночевать в его доме. Недружелюбно настроенные жители окружили дом Лота, требуя, чтобы тот выдал им своих гостей. Лот пытался усмирить их, даже предложил взамен своих дочерей. Ангелы поразили содомлян слепотой, предупредили Лота о том, что город будет истреблен за грехи его жителей, а он должен бежать со своей женой и дочерями: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад... чтобы тебе не погибнуть». Но жена Лота обернулась и превратилась в соляной столб. Картина делится диагональю на две части, два мира. В правой мы видим Лота и его дочерей. Отец бережно укрыл их головы краем своего плаща. А в левой стороне жена Лота, обернувшаяся назад и превратившаяся в соляной столб с человеческой головой. На заднем плане развалины города Содома, на который падают с неба языки пламени и молнии. Насыщенный красно-оранжево-черный колорит подчеркивает драматизм и обреченность. В верхней части картины, в правом углу мы видим руку ангела, указывающую Лоту верный путь. Центральным изображением произведения «Голгофа» (рис. 44) является крест, который как бы делит картину на четыре части. Объекты в каждой из них несут в себе определенную символическую нагрузку. В верхнем правом углу ткань красного цвета, на ней игральные кости, палки, одна выделяется – к ней привязан веревкой прямоугольный предмет. Внизу справа – четыре кованных гвоздя. В левой верхней части художник разместил воткнутую в каменистую почву лопату

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2