Диалог. Сергей Черкашин

19 в подлиннике мудрость и печаль человека, пережившего удары судьбы, образ наполнен интеллектуальной силой и достоинством. Масштаб фигуры Рембрандта значительно превосходит размеры «Данаи». Он творец, художник, а Даная – его любимое детище. Фигура Рембрандта парит над миниатюрным голландским городским пейзажем. Эта еще одна цитата – Черкашин «цитирует» краснокирпичное здание «голландского» облика с двумя узкими симметричными многоступенчатыми фронтонами, еще в XVII в., запечатленное в «Маленькой улочке» Яна Вермеера. Художник разместил его на берегу канала, по водной глади которого плывет изящно прорисованный парусник. В правом углу представлен еще один автопортрет. Как бы отклеившаяся угловая часть холста, на котором написана «Даная», открывает, подобно театральному занавесу, изображение Сергея Черкашина. Видна лишь часть его лица – высокий лоб, очки, седая борода. Иронизируя, он сопоставляет свою скромную персону со служанкой, которая у Рембрандта вглядывается в приближающегося Зевса тоже из-за занавеса.4 В одном из интервью Сергей Черкашин, говорил, что он не подглядывает за Рембрантом, а изобразил себя за процессом натягивания холста на подрамник. Внизу под автопортретом Черкашина вписаны предметы, приоткрывающие рембрандтовское чувство жизни и в то же время созвучные миру современного художника: фривольная миниатюра с красавицей, небрежно скомканный лист с черновыми набросками. Сергей Леонидович говорил, что именно это и есть его «Даная». И еще одна цитата – миниатюрная копия офорта 4 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2