Загрузка
Виртуальная выставка

Человек культуры: биография представителя династии

Экспозиция посвящена 60-летнему юбилею доктора культурологии С. Б. Синецкого, исполняющего обязанности ректора Челябинского государственного института культуры, представителя 3-го поколения династии деятелей культуры и искусств Челябинской области.

Жизненный проект

«Мама, конечно, главный человек в моем становлении. Ничего бы у меня не получилось, если бы не постоянная поддержка мамы»

(С. Б. Синецкий)

Синецкий Сергей Борисович родился 6 ноября 1962 г. в Магнитогорске в семье деятелей искусства: Татьяны Михайловны и Бориса Васильевича Синецких. Его дедушка – Михаил Григорьевич Марченко – Заслуженный работник культуры РСФСР, был начальником Челябинского областного управления культуры, позднее – директором Культпросветучилища.

Мама – Татьяна Михайловна Синецкая – кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, Почетный деятель Союза композиторов России, Почетный работник высшего образования РФ, лауреат многих премий Челябинской области, признанный в регионе музыковед и педагог, в разные годы была заведующей кафедрой, деканом ныне консерваторского факультета ЧГИК, проректором по научной и концертно-творческой работе вуза, возглавляла Челябинское отделение Союза композиторов России.

«Мама подсказывала мне всё, что только можно подсказать в этой жизни, направляла и поддерживала меня на всех трудных жизненных поворотах, да просто всегда была со мной рядом. И я ориентировался на её советы, прислушивался к мнению, да и сейчас делаю это», – рассказывает Сергей Борисович.

В детстве Сергей Борисович увлекался индейцами Северной Америки. Его любимым произведением была «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло. Собранные в детстве книги по данной тематике, все еще хранятся у Сергея Борисовича в домашней библиотеке.

М. Г. Марченко, 1964 г.

Т. М. Синецкая, 1970-е годы

М. Г. Марченко, 1964 г.

Т. М. Синецкая, 1970-е годы

В библиотеке ЧГИК, 1981 г.

Эта мальчишеская увлеченность дальними странами и приключениями, по мнению Л. Б. Зубановой, «вероятно, косвенно предопределила страсть будущего ученого к проектированию, футурологии, умению облекать в нетривиальные формулировки самые несбыточные идеи».

Еще одной страстью, сохранившейся на всю жизнь, стало собаководство. Первый пёс по кличке Естор – был надежным другом С. Б. Синецкого на протяжении 12 лет, а собаководство переросло из подросткового увлечения в профессиональную специализацию. В 21 год С. Б. Синецкий получил звание Лучшего инструктора города, был судьей первой категории, председателем Областной коллегии судей по служебному собаководству, делегатом Пленума Федерации служебного собаководства СССР. Воспитанные Сергеем Борисовичем собаки, проходили службу в структурах МВД и Афганистане.

Эта страница жизни позволила развить навыки обучения и воздействия на других людей.

Л. Б. Зубанова пишет: «Порой, глядя на то, как терпеливо Сергей Борисович способен объяснять человеку одну и ту же мысль, как невозмутим он даже в самом жарком споре, как внешне спокоен в критических обстоятельствах, невольно проводишь параллели с действиями инструктора-дрессировщика».

Несмотря на все имеющиеся параллельные интересы и увлечения, в семье Синецких всегда царил культ искусства, который впитывал и сам Сергей. В детстве он учился в музыкальной школе № 1 по классу фортепиано. Во время обучения в школе № 121 – принимал участие в работе любительского школьного театра, отвечая там за музыкальное оформление. И хотя за время обучения в школе Сергей закончил курсы фармацевтов и даже в ходе прохождения практики в аптеке и на фармацевтическом заводе получил рекомендацию к поступлению в Казанский химико-фармацевтический институт, дальнейшее профессиональное становление он связывал только с Челябинским государственным институтом культуры.

Институтские годы, проведенные в ЧГИК, Сергей Борисович оценивает как лучшие в своей жизни: «Я просто упивался этим счастьем! Группа у нас подобралась просто отличная, мы были одной семьей с педагогами, были каким-то дружным и неразлучным коллективом. И собаку мою все знали, и все ко мне домой ходили, и в общежитии я ночевал, и все мы бесконечно что-то придумывали и в чем-то увлекательном участвовали. Много веселого было в этой жизни, годы пролетели просто как одно мгновение!»

С эрдельтерьером по кличке Естор, 1988 г.

С эрдельтерьером по кличке Естор, 1988 г.

Студентом Сергей, действительно, проживал насыщенную жизнь: принимал участие во всех мероприятиях кафедры, выезжал на уборку урожая в совхоз, проходил практику с выездом на Государственный племенной завод «Россия» в Сосновском районе.

Его дипломной работой стала постановка праздничного концерта в честь Дня Советской Армии во дворце культуры ЧЭМК, с задействованием всех служб, творческих объединений и коллективов дворца. Как он сам вспоминает сейчас: «Конечно, это был важный и непростой опыт. Одно дело работать со студентами, а другое – со взрослыми людьми, уже состоявшимися в своей профессии, которые смотрят на тебя и думают: «Какой-то пацан тут пришел и указывает нам, что и как делать!» Но зато, когда тебе удается их убедить в том, что ты на что-то способен – это успех».

ЧГИК Сергей Борисович окончил с красным дипломом в 1984 г. по специальности «Клубный работник высшей квалификации» и был принят на работу преподавателем кафедры культурно-просветительной работы. Молодому преподавателю дали вести профильную дисциплину «Художественно-массовая работа». Даже сейчас, спустя десятилетия, Сергей Борисович время от времени получает письма и поздравления от студентов первых лет его педагогической карьеры.

Лыжный кросс ЧГИК, 1982 г.

Выпускной спектакль, 1984 г.

После защиты диссертации в 1991 г., Сергей Борисович был приглашен на работу ведущим специалистом регионального Управления культуры. Тогда же была разработана идея и обоснована технология преобразования Училища культуры в Челябинский колледж культуры, где в должности декана информационно-культурологического факультета С. Б. Синецкий работал с 1995 г. по 1998 г.

Вот как он вспоминает о том периоде своей жизни: «Я ту жизнь вспоминаю как очень веселую! У нас тогда свободного времени почти и не было, оно всё было рабочее. Мы внедряли проектный подход, а проект ведь надо делать всегда, когда только можно. А поскольку студентов было много, то и во всех проектах нам нужно было участвовать полноценно. Так что, мы в колледже культуры жили просто постоянно».

Еще одна яркая страница профессиональной биографии С. Б. Синецкого – это работа в Челябинском институте экономики и права им. М. В. Ладошина, где в 2006 г. Сергей Борисович получил должность проректора по научной работе и занимал ее до 2016 года. Там С. Б. Синецкий был не только успешным управленцем и организатором научного процесса, но и преподавателем целого цикла PR-дисциплин. Каждый реализуемый под его руководством учебный проект становился ярким событием городской жизни – будь то кулинарный фестиваль, серия студенческих ток-шоу или волонтерские донорские акции.

«Я тогда давал студентам такие задания, которые просто невозможно было выполнить. Но поскольку они об этом не знали, то и выполняли их! Я, например, ввел правило, что пятерку получает только полностью реализованный проект. А чтобы его реализовать – студентам приходилось искать ресурсы, деньги, спонсоров, привлекать СМИ. Большинство студентов тех лет – состоялись как профессионалы, а значит, всё не напрасно».

Председатель жюри конкурса PRестиж, 2013 г.

Такой яркий и насыщенный образ жизни требовал не только максимальной интеллектуальной и организационной концентрации, но и просто – физического времени. «Откуда я его брал тогда?» – задается вопросом юбиляр и сам себе отвечает: «Ясно откуда – из семьи». И его семья стоически и безропотно принимает все издержки этой профессиональной включенности, поддерживает и по возможности участвует там, где такое участие возможно.

«Я очень благодарен своей жене Лене за то, что она просто всё выдержала в нашей жизни – и мои постоянные командировки, мои проекты без отпусков и выходных, мой всегда ненормированный рабочий график, где бы я ни работал. Мой сын Никита вырос в замечательного человека, никогда у него не было какого-то трудного переходного возраста, он всегда был самостоятельным и созидательным, легко вписывающимся в любые компании и коллективы. С дочкой Полиной (а у них с Никитой 20 лет разницы) – мне всегда интересно, она дает мне разнообразие эмоций, постоянно переключаясь с «минуса» на «плюс». Мне в ней импонирует это качество – быть самодостаточной и не подстраивающейся под мнения окружающих».

В 2016 г. Сергей Борисович получил предложение стать проректором по научно-исследовательской и инновационной работе родного для него Челябинского государственного института культуры. Он с радостью и благодарностью откликнулся на это предложение, вернувшись, по его словам, «в свой дом», т. к. в создании института культуры значительная роль принадлежит деду – Михаилу Григорьевичу Марченко; на посту проректора по науке много лет работала мама – Татьяна Михайловна Синецкая; аспирантуру вуза окончил и сын Никита.

С 2022 года С. Б. Синецкий занимает должность и. о. ректора Челябинского государственного института культуры, параллельно являясь профессором кафедры философии и культурологии.

С женой Еленой и дочкой Полиной, 2016 г.

С женой Еленой и дочкой Полиной, 2016 г.

Прием у Губернатора Челябинской области Алексея Текслера, 2022 г.

Фотоматериалы

С культурой и сердцем, и разумом

«Помню, как будучи первоклассником, я впервые переступил порог института... У меня и сейчас стоит в глазах, как спускается по лестнице мама, такая молодая и красивая, а я бегу к ней через холл первого этажа с листочком из тетради и кричу: «Мама, у меня пятерка!», а все вокруг смотрят на нас и улыбаются.»

(С. Б. Синецкий)

Челябинский институт культуры с детских лет был для С. Б. Синецкого вторым домом. На протяжении всего времени обучения в школе, Сергей ходил на студенческие концерты и театральные постановки, посещал спортивные праздники института, оказывался с коллективом на праздничных демонстрациях, по сути, уже тогда вливаясь в институтскую жизнь. Потому решение поступать на специальность «Режиссура клубных массовых представлений» выглядело вполне естественным и закономерным.

Несмотря на включенность в различные проекты и начинания, трудовая книжка Сергея Борисовича долго оставалась в родном институте, где он работал преподавателем кафедры теории и социологии культуры (позднее – культурологии и социологии; ныне – философии и культурологии) под началом доктора философских наук, профессора В. С. Цукермана.

Будучи педагогом кафедры, Сергей Борисович всегда серьёзно и ответственно относился к работе со студентами. В любом студенческом исследовании и проекте – он был не просто контролирующим педагогом, но именно коллегой, полноценно включенным во все этапы работы. Для него было одинаково органично и естественно – выполнять роль анкетёра, стоя со студентом на улице и опрашивая проходящих людей, или планировать запуск бизнес-идеи, обсуждая со студентами условия партнерства.

Началом периода профессионального освоения социопроектной деятельности С. Б. Синецкого можно считать 1987 г., когда Сергей Борисович провел три игры под руководством Бориса Золотова на темы: «Технологии организации массовых мероприятий на основе активности населения», «Управление неорганизованными (спонтанными) группами».

С 1988 г. по 1993 г. С. Б. Синецкий являлся постоянным участником оргдеятельностных игр на базе лаборатории «Перспектива» (Альберт Гурман). Темы были связаны с развитием образовательной и культурной среды. В это же время участвовал в работах методологов-игротехников из других городов.

В 1989-1994 гг. были проведены шесть игр и семинаров под руководством Георгия Петровича Щедровицкого и его коллег из ММК на следующие темы: «Предприятия XXI века», «Проекты и программы развития челябинского региона», «Проектирование нового содержания образования», «Проектирование хозяйства и хозяйственной деятельности», «Культурология и культуротехника», «Становление хозяйства России в постсоциалистический период развития».

В 1990-е гг. С. Б. Синецкий активно включился в подготовку программного документа развития культуры Челябинской области, а в 1992-1994 гг. руководил лабораторией социального проектирования и прикладных исследований Областного учебно-образовательного инновационного центра ГУКИ. В 1994-1995 гг. Сергей Борисович входил в состав группы по разработке федеральной программы «Культура промышленного Урала: наследие и перспективы» под руководством академика К. Разлогова (НИИ Культуры). Это научное сотрудничество было не только весьма продуктивным, еще и продлилось на долгие годы.

С академиком К. Разлоговым. Ульяновск, 2012 г.

В 2000 г. С. Б. Синецкий вошел в состав оргкомитета Гражданского форума Челябинской области, руководил социологическим исследованием «Электоральная логика» и системообразовательным проектом «Потребительская и экспертная оценка клиентского бизнеса г. Челябинска». С 2000 г. является также традиционным ведущим круглых столов и конференций третьего сектора, в т. ч. международных, проводимых в Челябинске и др. городах.

С 2002 г. Сергей Борисович занимает должность первого заместителя директора Института управления и социального проектирования «Информ-проект». В его рамках был составлен первый рейтинг туристических агентств Челябинска, рейтинг рекрутинговых и кадровых агентств. С 2004 г. по 2007 г. руководил оргдеятельностными играми, проводимыми по заказу Министерства культуры Челябинской области.

На протяжении многих лет С. Б. Синецкий являлся членом экспертного совета Комиссии по вопросам развития местного гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов Общественной палаты РФ; членом Общественной палаты Челябинской области (первые четыре созыва); руководителем проекта «Создание в Челябинской области центра поддержки НКО и гражданских инициатив» (ресурсного центра); координатором по Челябинской области волонтерского Международного проекта «Живые голоса истории»; экспертом национальной общественной награды в области добровольчества, учрежденной Российским Центром развития добровольчества (Московский Дом Милосердия); членом оргкомитетов и участником первых Гражданских Форумов Челябинской области.

Ведущий деловой игры, 2009 г.

Мастер-класс, 2015 г.

Сегодня С. Б. Синецкий является экспертом Уральского института культурной политики и проектного менеджмента ЧГИК, главным редактором научного журнала «Вестник культуры и искусств» (Челябинск), а также членом редакционных коллегий научных журналов «Обсерватория культуры» (Москва) и «Художественное образование и наука» (Москва). Все перечисленные журналы входят в перечень ВАК.

Несмотря на плотную включенность в организационно-управленческую работу, Сергей Борисович Синецкий, по-прежнему сохраняет в своей учебной нагрузке курсы, связанные с социокультурным проектированием. Так, в настоящее время Сергей Борисович преподаёт студентам-магистрантам дисциплины: «Продвижение этнокультурных проектов», «Современная культурная политика», «Современные стратегии управления и инновационное проектирование в сфере народной художественной культуры».

С главным редактором журнала «Балет» В. И. Уральской, 2022 г.

Ректорский прием, 2022 г.

Проектирование имеет для Сергея Борисовича особое значение. Дело даже не столько в том самом синтезирующем эффекте, соединении теоретического знания и процедурных технологий, но и в том, что оно призвано сформировать определенный подход к пониманию ситуаций, в какой-то мере – даже сформировать новый тип мышления, позволяющий взглянуть на собственную судьбу как на возможность самопроектирования. И в этом смысле проектирование становится образом жизни.

Рабочая встреча с Сенатором М. Н. Павловой, 2022 г.

Управленческий стиль Сергея Борисовича – всегда быть внутри события, а не наблюдать за ним со стороны, даже если оно напрямую не связывается с непосредственными должностными обязанностями. Но именно это позволяет видеть объемную картину, концептуально выстраивая перспективы, блокируя, а порой и опережая возникающие проблемы.

От прецедента Истории – к проекту Будущего

«Взгляд Сергея Синецкого на культуру будущего и будущее культуры – одна из немногих попыток обозначения теоретико-методологической определенности в осмыслении перспектив социокультурных трансформаций XXI века <…>»

(Л. Б. Зубанова)

С. Б. Синецкий – один из ярких представителей культурологической научной школы Южного Урала, автор ряда монографий, региональных концепций, стратегий и программ, более чем 100 научных статей, участник авторитетных культурологических форумов.

Научные интересы С. Б. Синецкого начали формироваться еще в студенческие годы, в период руководства студенческим научным обществом. Первые опыты научной аналитики были связаны с исследованием первоисточников по проблемам отражения художественно-массовой работы на Южном Урале в местной периодике 1920–1930-х гг., и региональных тенденций клубной работы в отчетной документации учреждений культуры 1980-х.

В дальнейшем регионалистика станет одной из магистральных тем научного творчества С. Б. Синецкого, а уважение к документу и приобретенный опыт сбора и интерпретации данных обострит внутреннее зрение, стремительно вовлечет в сферу неизведанных проблем и методологии гуманитарных наук постсоветского времени. Результаты глубокого осмысления и прогнозирования развития социальных явлений, возникших на рубеже веков, отражены в значимых интервью Сергея Борисовича, например: «Нужно давать не рыбу, а удочку» – Радио Business FM Челябинск, 2014 г., «Функция элиты – извлекать из народа максимум идей» – информационно-аналитический портал «Медиазавод», 2015 г., «Творческие люди» – журнал «МИССИЯ», 2021 г. и др.).

Внутренняя потребность, связанная с необходимостью передачи студентам накопленных знаний, позволила С. Б. Синецкому успешно реализовывать функцию научного наставничества. В частности, под его руководством прошли первые яркие защиты дипломов студентов-социологов: Марии Львовны Львовой и Юлии Борисовны Тарасовой (ныне – заведующая кафедрой педагогики и этнокультурного образования ЧГИК). Обе дипломницы были рекомендованы к поступлению в аспирантуру и вскоре стали первыми кандидатами наук, защитившимися в диссертационном совете Челябинского государственного института культуры.

Естественным результатом научной активности С. Б. Синецкого в 2012 г. становится защита докторской диссертации на тему «Культурная политика XXI века: теоретико-методологические основания и условия осуществления», проходившая в диссертационном совете Челябинской государственной академии культуры и искусств (ныне – ЧГИК).

В данном исследовании Сергеем Борисовичем была представлена парадигмально-проектная методология культурной политики; универсальная технология культурной политики; а также характеристика моделей культурной политики, отражающая ее сложную, системно организованную объектную и предметную области, детерминированные деятельностными позициями ее субъектов: «идеолог», «аналитик», «проектировщик», «оргуправленец», «хранитель», «эксперт».

Л. Б. Зубанова пишет: «Тема культурной политики была не просто, что называется, «кабинетной» концепцией, а обобщала всю практику его непосредственной включенности в социокультурную сферу и «третий сектор» – систему общественных институтов и организаций. В его докторском исследовании как будто «закольцовывались» идеи, осмысляемые еще в кандидатской диссертации и определяющие его профессиональный путь – особая идеология и философия соучастия – установка на открытость и взаимодействие различных культурно-досуговых учреждений с общественными институтами и, непосредственно, с жителями».

Международная научно-практическая конференция «Культура и образование в развитии человеческого капитала Арктики», 2016 г.

Тогда же, на защите диссертации, состоялась встреча с доктором философских наук, профессором Ольгой Николаевной Астафьевой, сотрудничество с которой можно оценивать как новый этап профессиональной «инициации» и включения в активную деятельность по научно-методологическому обоснованию процессов и результатов государственной культурной политики РФ.

Тема культурной политики озвучивалась С. Б. Синецким на конференциях, форумах и конгрессах в Будапеште, Гданьске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ульяновске и др.; становилась базой для разработки региональных концепций, стратегий и программ (Концепция Челябинской детской филармонии, Стратегия развития любительского творчества и традиционных ремесел в Челябинской области, Концепция развития государственного ансамбля танца «Урал» («Творческие коллективы как культурный бренд региона (на примере государственного ансамбля танца «Урал»)» и др.).

С профессором РАНХиГС О. Н. Астафьевой, 2022 г.

С профессором РАНХиГС О. Н. Астафьевой, 2022 г.

С профессором Ласло Кеменем. Будапешт, 2018 г.

В статье, посвященной изменениям социокультурных парадигм («Универсальные приоритеты и цивилизационные парадигмы культурной политики в XXI веке»), С. Б. Синецкий на основе анализа внешне не связанных между собой событий и фактов из разных областей человеческой деятельности определяет тенденции социокультурных трансформаций XXI века, делает вывод о неизбежности разрушения традиционных и появления новых, адекватных происходящим изменениям социокультурных парадигм. Ученый обращает внимание на вероятность межцивилизационного конфликта, вызванного неравномерностью демографического перехода в сообществах, относимых к разным цивилизационным уровням.

Изданная Сергеем Борисовичем монография «Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего» – входит в Российском индексе цитирования в первый дециль, что соответствует попаданию в 10% лучших публикаций данного типа в данном направлении за все годы. Событием в рамках научной школы культурологии ЧГИК стала также коллективная монография «Ориентиры культурной политики XXI века: актуальные исследовательские тренды», опубликованная как результат реализации двухлетнего исследовательского проекта, осуществлявшегося при участии С. Б. Синецкого.

Коллеги по научному цеху подчеркивают значимость авторского подхода ученого к культурной политике «не как к сфере узко профессиональной, а как к системе связей, в которых живет человек. <…> Основываясь на идеях диалога как основы коммуникации в культуре, ученый сумел обосновать специфику культурной политики в условиях цивилизационно-культурных сдвигов и парадигмальных изменений» (И. Я. Мурзина).

Ученик и последователь основоположников и лидеров научной школы – доктора философских наук В. С. Цукермана, кандидата пед. наук С. С. Соковикова, – Сергей Борисович активно выступает в роли научного консультанта, инициатора инновационных и научно-исследовательских проектов, эксперта, руководителя диссертационных исследований молодых ученых.

В их числе диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии: «Русский мир как концепт и культурно-историческая реальность» (М. А. Ефимец), «Культура как объект управления» (А. А. Чернышёва), «Стресс как актуальное состояние культуры: проблематика, типы представленности и стратегии адаптации» (С. Н. Крюков).

С. Б. Синецкий - инициатор профильного научного сайта

Современный спектр научных интересов С. Б. Синецкого довольно широк:

Заседание Ученого совета вуза, 2022 г.

По мнению И. Я. Мурзиной, «в научных работах С. Б. Синецкого осуществлен системный анализ тенденций развития современной культуры во всем ее многообразии, чтобы выявить явные и скрытые пока направления социокультурных трансформаций <…> В его работах органично сочетается критический анализ современных социокультурных процессов и решение существующих противоречий через развитие форм диалога и социальной солидарности. Предложенные автором решения для региональных органов управления культурой позволяют увидеть, как образы будущего становятся основаниями не для сиюминутных, но стратегических направлений в реализации культурной политики».

Трудно наметить линейную траекторию этого пути, столь широк и в то же время синкретичен диапазон научных интересов Сергея Борисовича: от проблематики неформальных объединений – к изучению роли «третьего сектора» (системы общественных институтов и организаций), от прикладной социологии – к рейтинговым исследованиям рынка услуг в регионе, от практики организационно-деятельностных игр и социокультурного проектирования – к культурологической теории управления будущим, футурологии, проблемам культурной политики.

В то же время теоретическая концепция С. Б. Синецкого отличается непосредственной включенностью в социокультурную сферу, трансформацией образов будущего в стратегические направления культурной политики.

Встреча с коллективом вуза, 2022 г.

Интервью

Синецкий С.Б. «Функция элиты – извлекать из народа максимум идей»

Читать

Синецкий С.Б. Нужно давать не рыбу, а удочку

Читать

Творческие люди – Журнал МИССИЯ № 177

Читать

Культурная политика. Инициатор

Читать