Чем отличается человек от муравья или русская словесность в поисках красоты

Новость о событии
Опубликовано: 24.11.2017

студенты специальности библиотечно-информационное дело встретились с поэтом Арсением Молчановым

17 ноября в Центральной библиотеке им. А.С.Пушкина состоялась встреча с поэтомАрсением Антоновичем Молчановым - победителем многих фестивалей, лауреатом всероссийских премий, идейным вдохновителем и создателем «Литпонов» (литературных понедельников – музыкально-поэтических вечеров), который творит под псевдонимом Арс-Пегас. На встрече поэт прочитал лекцию под названием «Русская словесность: от Пушкина до современности».

В центре картины русской литературы для Молчанова - Иосиф Бродский, нобелевский лауреат, получивший премию в 1987 году. Арсений считает своим учителем именно Бродского, который в нобелевской лекции назвал определяющиемоменты, характеризующие всю суть поэзии. С начала развития человечества, с самых древних времён люди стремились изучать мир вокруг себя, задавали вопросы: кто мы? зачем мы? откуда мы идем? и зачем всё это вокруг нас?По мнению Бродского, существовало три основных метода познания мира. Первый метод – теоретический, которым пользовались самые древние мыслители, философы, учёные, теоретики. Они строили целые теории, концепции об окружающем мире, в самых разных науках и сферах.Второй метод познания – эмпирический, им пользовались учёные, физики, химики, изобретатели. Путём эксперимента они познавали мир вокруг себя, делали его интереснее, удобнее, прогрессивнее. Третий вид познания – откровения: имвдохновлялись самые древние практики, йоги, шаманы, а в дальнейшем и пророки всемирных религий.
Бродский в нобелевской лекции сделал громкое заявление (по мнению Молчанова это оправданно, ведь, «как мы знаем, поэты – люди нескромные»), что поэзию можно считать четвёртым методом познания мира, причём,таким, который включает в себя все остальные три метода познания, манипулирует ими. Бродский говорил, что поэт, начиная творить, порой не знает, чем все закончится, куда уведёт рифма:возможно туда, где ещё не ступала нога человека.
Арсений Молчанов решил пойти дальше и сказал, что этот четвёртый метод познания мира – это и кино, и музыка, и театр, и поэзия, и литература в целом. Потому что самое главное, что отличает нас от животных - мораль, разум, способность творить.Когда муравей строит муравейник, хомяк строит хатку, он не задумываются об эстетике, насколько красивым это будет. Они хотят быстрее и крепче, основываясь на своих инстинктах. Человек же – это Творец. Бог создал человека по образу и подобию своему, поэтому наделил способностью творить, и каждый из нас, в какой-то части - Творец.
Поэт призывает гордиться тем, что мы говорим и думаем на русском языке, т.к. русская литература и поэзия, в частности, - это величайшая сокровищница. Не каждая из мировых культур включает в себя такое количество авторов разных направлений!У нас есть:
  1. «Золотой век», начавшийся с А.С. Пушкина;
  2. «Серебряный век» - это А. Блок и М. Цветаева;
  3. Шестидесятники- А.Т. Твардовский, это О.Ф. Берггольц и др.
  4. Поэты бардовской песни. Это время  подарило нам таких поэтов, как Ю.И.Визбор, Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич.
  5. 1990-е - самые тяжелые времена, пожалуй, для русской поэзии и словесности вообще, потому что это тёмные времена. В 90-ые поэзия была совсем забыта, но она переживала такую мощнейшую встряску!Людям просто некогда было думать обискусстве и творчестве. Сейчас благодаря интернету она популяризируется, молодёжь тянется к этим авторам. В геометрической прогрессии растёт популярность Бориса Рыжего, которого, допустим, лет семь назад знало малое количество людей.
  6. 2000-2010-е гг. - это современная поэзия, в ней существуют самые разные жанры, и она дала толчок для развития рэпа, хип-хопа, баттлов, и, на самом деле, это тоже очень интересная форма существования языка.
Арсений Молчанов полностью солидарен с высказыванием Иосифа Александровича о том, что те поэты, которые считаютязык своим инструментом – глубоко ошибаются. Это поэт – инструмент языка, именно благодаря поэтам, писателям и литературоведам он развивается, ищет новые формы, обрастает неологизмами и движется вперёд.
Многие журналисты, по словам Молчанова, спрашивают его о современных ему авторах и говорят, что актуальные авторы – это могильщики русского языка: они пишут про твиттер, инстаграм, «как это низко, то ли дело – Золотой век». На это поэт часто отвечает цитатой А.С.Пушкина из «Евгения Онегина»: «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет». Если бы великие жили в наше время, то их рифмы тоже были бы «твиттер-свитер». Есть новые слова, которые приходят к нам из социальных явлений, появляются новые изобретения и много другого, но, конечно же, нужно придерживаться золотой середины.
Для себя Арсений выделает трех столпов русской словесности: А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, И.А. Бродский. Каждый из этих людей - революционер своего времени, языка, словесности и культурного пространства. Пушкин является создателем классической поэтической формы. Г.Р. Державин и М.В. Ломоносов тоже внесли большой вклад в русскую словесность,нонашим современникам это читать очень тяжело. А Пушкин другой. Александр Сергеевич на долгие десятилетия задал вектор развития литературы. В.В. Маяковский превратил составную рифму в культ, сделал это «изюминкой» и тоже задал новое направление развития русской словесности. Поэты разделились на тех, кто писал в классическом стиле и тех, кто подражал стихам Владимира Владимировича. И, наконец,Иосиф Александрович. В конце своей жизни он рифмовал не просто составные части предложения, а целые предложения, говорил, что стихи равны молитве. В таком случае, по мнению Молчанова, последние тексты И.А. Бродского - не просто молитвы, ведь в них каждая буква тянется к другой букве, и они образуют некое горловое пение. Кажется, будто это один большой звук, который просто раздробился на части.
В «нулевые» учёные забили тревогу, что надвигается кризис словесности, но, как уверяет лектор, сейчас мы уже вышли из него и потихоньку набираем обороты. Говоря о современной поэзии, А.А. Молчанов предложил представить, что поэзия - это гоночный болид, который способен разгоняться до 500-600 км/ч.Сейчас на его спидометре примерно 250 км/ч, так чтоон более чем уверен, что будут открываться новые имена. В последние лет пять государство обратило внимание на культуру, стало выделять многочисленные гранты. Открываются новые фестивали по всей России: фестиваль «Этажи», Уральские музыкальные ночи в Екатеринбурге и мн. др. Мы живём в век информации, газет, журналов, телефонов, билбордов, и сложно из всего этого многообразия выбрать что-то «своё», это касается,прежде всего, поэзии. Фестивали дают возможность нам определиться, поэтому поэзия должна говорить с публикой. XXI век - это век синтеза искусств и очень здорово, что поэзия идёт рука об руку с театром, музыкой, балетом, живописью. Чем больше одно искусство будет пополнять другое, тем больше это будет вызывать отклик в сердцах людей.
На встрече А. Молчанов прочитал стихотворения классиков и стихи собственного сочинения. Его декламация была очень чувственной и настолько искренней, что по телу действительно побежали мурашки! Поэт поведал нам интересный факт, что никогда не готовит сценария или плана: какие стихотворения будут прочитаны? Он всегда делает это исходя из душевного состояния в каждый момент времени. Лекцию поэт завершил небольшой дискуссией и ответил на наши вопросы. Присутствующие остались под большим впечатлением!
Елена Карпинская, 350 А
Все новости
Дата последнего изменения информации: 24.11.17 г.


Shadow